ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Однажды один из внуков ребе Менахема Мендля из Любавичей впал в глубокое уныние.
Это заметили его друзья и, чтобы встряхнуть и развеселить, спросили:
— Ты чего такой грустный?
— Алеф-бейс(1), — был ответ.
— Алфавит? — воскликнули друзья. — Мы все выучили алфавит, когда были еще совсем
малышами, но никто из нас не унывал из-за него. Что же ты знаешь такое, что
не известно нам?
— Не весь алфавит меня печалит, — уточнил юный хасид, — а только две первые
буквы, алеф и бейс.
Видя, что друзья его не понимают, он продолжил:
—С алефа начинается слово анохи, то есть «я»; с бейс — брешиитп, то есть «в
начале». Теперь вам ясно, почему я так опечален?
Друзья переглянулись, поняли, что никто из них не имеет ни малейшего представления,
о чем идет речь, и пожали плечами.
—Меня волнует, — закончил молодой хасид, — что «я» всегда стоит «в начале» любых
наших действий. Каждому начинанию, каждому предприятию предшествует «я». Как
я могу действовать бескорыстно, если все мои усилия с самого начала небезупречны?
1. Алеф-бейс — еврейский алфавит.
Внук ребе Менахема Мендля столкнулся с классическим противоречием, которое может
стать ключом к духовному пробуждению. Он знает: только отказавшись от «я», можно
познать Бога; и в то же время знает, что такой отказ, поскольку его осуществляет
само эго, не может быть подлинным. Если «я» стоит на первом месте и является
инициатором всех действий, включая отказ от самого себя, у человека нет никакой
возможности ускользнуть от эго, и значит, никаких надежд познать Бога.
Однако Тора предлагает нам совершенно другую картину реальности. Первые слова
книги Бытия таковы: Брейшит бара Эло-хим — «В начале сотворил Бог...» Здесь
Бог, несомненно, оказывается первым. Так кто же прав — внук ребе или Тора? Похоже,
что некоторая доля истины есть в обеих позициях, хотя они вроде бы исключают
друг друга. В этом и состоит неразрешимое противоречие. Но выход есть. Нужно
принять оба подхода, — именно это нам подсказывает Тора: Анохи Адонай Элохеа
— «Я Господь, Бог твой» (Исход 20:2).
Анохи само по себе является Богом! Когда осознаешь, что Бог — во всем, раскрывается
подлинная природа твоего «я»; больше нет эгоизма, порождаемого заблуждением,
будто ты не являешься Богом. Бог и эго не исключают друг друга; эго — просто
один из способов присутствия Бога в мире.