ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Барух, Маггид из Рики, был Меламедом(1) в доме ребе Леви Ицхака из Бердичева.
Когда пришло время возобновлять их договор, Леви Ицхак внес в него пункт, согласно
которому Баруху предоставлялось право есть с ним из одной тарелки — это была
большая честь. И тот попросил дать ему время подумать.
В это время в Бердичеве гостили два прославленных мудреца — ребе Элимелех из
Лизенска и его брат, ребе Зуся из Аниполя. Барух решил посоветоваться с ними,
стоит ли ему есть из одной тарелки со своим наставником-ребе.
Когда он приблизился к двери комнаты на чердаке, где остановились братья, то
услышал, как Элимелех говорит Зусе:
— Тора учит: «И пришел Аарон и все старейшины Израиля есть хлеба с тестем Моисеевым
пред Богом»(2) . Мудрецы и знатоки Талмуда задаются вопросом, почему Тора говорит
«пред Богом», когда следовало бы сказать «пред Моисеем». И они же сами отвечают
на свой вопрос, утверждая, что согласно Торе всякий, кто ест вместе с —И вот,
брат мой, — продолжал Элимелех, — это толкование вызывает у меня кое-какие вопросы.
Неужели эти мудрецы могли сомневаться в том, что они едят пред Богом? Ведь вся
Вселенная полна Им(3), поэтому всякий, кто ест, ест «пред Ним» — в Его Присутствии.
На мой взгляд, они в действительности задаются вопросом, понимал ли сам Аарон,
что он ест в Присутствии Бога, или его отвлекало от этой истины то обстоятельство,
что он ел в присутствии самого Моисея.
Услышав такие слова, Барух вернулся к своему ребе и с почтением отклонил его
лестное предложение.
—Иногда, — сказал он, — есть в присутствии цадика(4) неразумно.
1. Меламед— воспитатель.
2. Исход 18:12.
3. Псалом 72:19.
4. Цадик (от цедек — «справедливость») — праведник, святой. Хасиды считали своих
ребе цадиками.
Мир полон Богом. Бог — самая сущность реальности. Он пребывает во всех вещах,
со всеми вещами и в качестве всех вещей. Он присутствует в мире, как влага в
воде.
Мы не осознаем Бога, так же как птица не осознает воздух или рыба — море. Именно
поэтому люди стремятся к самой суровой духовной дисциплине: нам нужно сделать
что-нибудь необычное, чтобы в конце концов открылись глаза на самое обыкновенное.
Но иногда мы слишком увлекаемся дисциплиной и забываем, что она служит лишь
путем к чему-то другому. Именно в этот момент духовность и религиозность превращаются
в идолопоклонство; знак заменяет собой вещь, на которую он указывает.
В хасидизме ребе — это дверь к Богу. Приглашение ребе Леви Ицхака ребе Баруху
было приглашением приблизиться к Господу. Барух колебался, принять ли предложение,
и ребе Элимелех напомнил ему, что некоторые проникаются таким почтением к двери,
что забывают в нее войти.