ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Когда умер Сава Каддиша из Радошиц(1) , после него ребе стал его сын Исраэль
Ицхак. Два хасида сели в повозку и поехали его повидать. Чем ближе они подъезжали
к Радошицам, тем больше ими овладевали сомнения по поводу нового ребе.
— Дело не в том, что я оспариваю решение старого ребе, — признался один из хасидов
другу, — я уважаю выбор старика и не против того, чтоб новым ребе был его сын.
Однако Сава Каддиша имел необычайно сильный Руах ха-Кодеш(2), чего я не могу
сказать об Исраэле.
— Меня одолевают те же сомнения, — сказал второй. — Старик умел читать наши
мысли. Когда я приходил к нему за советом, он слышал не только мои слова, но
и помыслы.
— И не только помыслы, но и скрытые движения сердца, — подхватил первый. — Мы
были перед ним как на ладони, и есть ли смысл ожидать того же от его сына?
Сомнения хасидов росли, но поскольку большая часть пути до Радошиц была уже
позади, они решили, что поворачивать домой глупо. В конце концов, новый ребе
приходился их любимому наставнику сыном, и они были просто обязаны провести
с ним хотя бы один шаббос.
1. Сава Каддиша из Радошиц (1765-1843) — Святой Дедушка, или Святой Старец.
Чудотворец, живший в крайней бедности.
2. Руах ха-Кодеш — Святой Дух. В Библии более восьмидесяти раз упоминается Святой
Дух (или Руах Элохим, Руах Адонай, Дух Божий) — сила, проявляющаяся в некоторых
людях и позволяющая им выполнять божественные веления. Раввины говорили, что
после ухода последних пророков (Аггея, Захарии и Малахии) Руах ха-Кодеш проявляется
в цадиках, или праведниках, которые появляются в каждом поколении: «Благочестие
ведет к Духу Святому» (Мишна Coma 9:15) и «Все, что делают цадики, делают они
силой Духа Святого» (Танхума, Ва-Йехи 13). Благодаря силе Руах ха-Кодеш человек
может заглядывать в будущее, благословлять нуждающихся и видеть духовные истоки
творения.
Каким образом человек становится ребе? Что делает его таковым? Его желание и
способность избегать притворства перед самим собой и перед Богом.
Наше самоощущение настолько искажено иллюзией, будто мы отделены от Бога, что
всякого, кто проявляет хоть малую толику ума, люди чтут как святого, а высокомерие
принимают за духовное величие. А ведь в Боге нет большого и малого. Мы все в
равной степени являемся частями Единого. Различаемся мы только степенью осознания
этой истины. Но чем отчетливее человек ощущает присущую ему божественность,
тем меньше он возвышается над остальными. Видеть Бога в себе — значит видеть
Его и в других людях. Подлинный ребе читает не только в сердцах и умах своих
учеников, но и в собственном уме и сердце. Именно в незнании себя таится настоящая
опасность.