ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Аарон из Карлина часто навещал своего наставника, Маггида из Межирича(1)
. Когда он вернулся домой после одного из таких визитов, к нему пришли приятели-хасиды
и стали засыпать его вопросами.
—Расскажи нам, чему ты научился! — выпытывали они. — Расскажи, что узнал!
Когда они наконец замолчали, ребе ответил:
—Что я узнал? Ничто
Усомнившись в том, что они правильно поняли Аарона, приятели переспросили:
— Что-что ты узнал от Маггида.
Помолчав, ребе повторил:
— Ничто.
Уверенные, что ребе Аарон намеренно скрывает от них какое-то великое учение,
его друзья спросили саркастически:
— Ага, ты то и дело мотаешься в Межирич к учителю, и что ты узнал в результате?
Ничто?
— Именно, — ответил ребе, — мне стало доподлинно известно, что я — ничто(2).
1. Дов Вер из Межирича (1704[?]—1772) — известен как Маггид (Проповедник) из
Межирича. Он стал преемником Бешта и основал институт ребе — харизматических
лидеров независимых хасидских общин.
2. На иврите «ничто» будет айн. Это же слово является одним из кабалистических
имен Бога; Айн — Ничто, дающее начало всем вещам. Ребе Аарон не просто проявляет
великое смирение; он также идентифицирует себя с Тем Единым, Который есть бесконечное
множество.
Кто ты? Этот вопрос — сердце духовного поиска; от твоего ответа зависит, как
ты проживешь свою жизнь. Ребе Аарон узнал, кто он, от Маггида из Межирича: «Я
— ничто». Однако это не нигилизм.
На иврите «я» — «ани», а «ничто» — «айн». Кроме того, «Айн» — одно из каббалистических
Имен Бога, которое, например, употребляется в сочетании Айн Соф — «Беспредельное
Ничто». Бог — это Ничто, пребывающее во всем. Каббалисты обратили внимание на
то, что слова ани и айн складываются из одних и тех же еврейских букв: алеф,
нун и иод. Считается, что между словами, состоящими из одинаковых букв, существует
некое глубинное тождество. Слова ани и айн — «я» и «ничто» — отличаются только
порядком букв. Когда йод стоит на конце, получаем слово «я». Когда йод стоит
в середине, получаем слово «ничто».
Одно из каббалистических толкований буквы иод — йада, то есть «сознание». Когда
сознание обращено наружу, возникает «я». Когда сознание обращено внутрь, проявляется
«Бог». Итак, что ты есть — внешнее «я» или внутреннее Ничто? На самом деле ты
— и то, и другое. Духовная задача состоит в том, чтобы видеть Ничто в ином,
когда ты — ани; и себя как Ничто, когда ты — Айн.