ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Когда один школьный учитель из местечка Горай посетил ребе Иакова Ицхака, Хозе-провидца
из Люблина, тот сказал ему:
— В вашем городке есть скрытая искра Божья, которая томится во мраке неизвестности.
Найди эту искру и принеси мне.
Было ясно, что ребе Иаков Ицхак говорит о некоем тайном святом, живущем в Горай.
По возвращении домой учитель в первый же вечер отправился в бейс мидраш(1) и
там спрятался. «Если среди нас есть такой, — рассудил учитель, — он наверняка
приходит сюда учиться, когда все остальные спят».
Ночью в бейс мидраш пришел Менахем Мендль — странноватый парень, которого в
местечке считали неграмотным и даже слегка сумасшедшим. Он открыл Талмуд(2)
и стал читать вслух, стоя на одной ноге. Было очевидно, что молодой человек
вошел в состояние чистого экстаза. Учитель был ошарашен. Чтобы убедиться, что
это не случайность, он прятался в бейс мидраш. еще несколько ночей, и каждый
раз около полуночи туда пробирался Менахем Мендль, чтобы на крыльях Учения отправиться
в рай.
На четвертую ночь в горло учителю попала пыль, и он закашлялся. Менахем Мендль
захлопнул книгу, забрался на печку и начал бормотать что-то бессвязное, хлопая
в ладоши. Выйдя из своего убежища, учитель обратился к нему с такими словами:
—Прекрати, пожалуйста. Я здесь не для того, чтобы рассказать всем о твоем секрете.
Дело в том, что тебя приглашает к себе Хозе из Люблина.
Менахем Мендль немедленно отправился в Люблин.
Отец Менахема Мендля, миснагед(3) , отправился за ним следом, в надежде вернуть
его домой. Отыскав сына, он спросил:
— Почему ты отвергаешь традицию своих отцов?
— Я следую учению Торы, — ответил Менахем Мендль мягко, но уверенно. — Вначале
Тора говорит нам: «Он Бог мой, и прославлю Его»(4). И только потом сказано:
«Бог отца моего, и превознесу Его»(5).
1. Бейс мидраш — общинная религиозная школа.
2. Талмуд — канонический сборник иудейских законов и толкований. Составлен приблизительно
в 500 г. н. э. и охватывает дидактический материал, накопленный в течение предыдущих
семи сотен лет. Слово «Талмуд» происходит от корня л-м-д (иврит), что значит
«обучаться», «учить».
3. Миснагдим (мн. ч. от миснагед — «противник») — так хасиды Восточной Европы
пренебрежительно называли своих противников — сторонников традиционного иудаизма.
Миснагдим осуждали хасидов за «культ» ребе, использование ритуалов, заимствованных
у сефардов (ближневосточных евреев), а также за недостаток почтения к учености.
4/5. Исход15:2.
Духовное странствие начинается с призыва к безоговорочной свободе: «И сказал
Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего,
в землю, которую Я укажу тебе» (Бытие 12:1). Если Авраам намеревался следовать
за Богом, ему нужно было освободиться от всего, благодаря чему он был тем, кем
был: от норм страны, племени и семьи.
Бог ничем и никогда не ограничен. Он сказал Моисею: «Я есмь Сущий» (Исход 3:14).
Его невозможно свести к той или иной системе мышления. Это же относится и к
божественной искре, которая есть внутри каждого человека. Ты — образ и подобие
Божье; точно так же как Он, ты изначально и безоговорочно свободен. Только ощутив
себя свободным, ты можешь реализовать собственный потенциал и проявить в себе
божественное начало. Ты именно чтишь традицию, когда следуешь зову собственной
судьбы и идешь новой непроторенной дорогой.