ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Однажды к ребе Шалому пришла женщина с какой-то личной бедой.
— Я сделала все, что могла, ребе, — пожаловалась она, изложив суть проблемы.
— Теперь все зависит от милости Божьей, а ею я могу заручиться только через
вас, ребе. Пожалуйста, помолитесь за меня Господу!
Ребе в этой просьбе сразу отказал:
—Вера — вот самое главное, почтеннейшая.
Посетительница пришла в глубокое уныние. Эта честная благочестивая женщина очень
нуждалась в помощи. С ее точки зрения, у ребе не было никаких оснований для
отказа. Набравшись духу, она вымолвила:
— Да разве я буду спорить с вами, ребе...
— И все-таки споришь, — резко ответил он. — Уж не думаешь ли ты, что понимаешь
эту ситуацию лучше меня?
— Я женщина неученая, — ответила она спокойно, — но знаю кое-что из Торы. Так
вот, там сказано, что когда наших предков едва не настигло войско фараона на
берегу Красного моря, Бог вначале спас их(1), и только потом они уверовали в
Него(2). Спасение предшествовало вере. Я точно такая же. Если Бог выручит меня
сейчас, в данной ситуации, я, несомненно, тоже уверую.
—Этого еще не хватало! — закричал ребе Шалом. — Какая-то неграмотная женщина
собирается учить меня Торе! Никто до сих пор не мог превзойти меня в толковании
Торы!
Женщина стояла молча, не отстаивая свою точку зрения, но и уходить так просто
не собиралась. Вдруг лицо ребе расплылось в улыбке, а затем он от всей души
расхохотался:
—Впрочем, что я говорю. Никто — до сегодняшнего дня! Да, да, никто, кроме тебя!
Ребе помолился за эту женщину, и Бог дал ей то, в чем она нуждалась.
1. Исход 14:30.
2. Исход 14:31.
Есть два вида духовности. Одна основывается на вере в спасительную милость Бога.
Другая не основывается ни на чем. Женщина из нашего рассказа представляет первый
тип духовности, а ребе Шалом — второй. На иврите две разновидности веры называются
эмуна и битахон.
Эмуна — вера во что-то. Битахон — это в буквальном смысле доверие. Для эмуна
должно быть «нечто», во что человек верит. Битахон есть уверенность в том, что
все происходящее с нами само по себе уже является путем к спасению, — только
нужно обладать неусыпной духовной зоркостью.
Битахон — труднодостижимое состояние. Ребе Шалом требовал от пришедшей к нему
женщины того, на что не были способны даже спутники Моисея. Израильтяне не могли
поверить Господу и бестрепетно встретить очередное испытание даже когда Бог
явил Свою силу, наслав на фараона «десять казней египетских». Вместо этого они
начали паниковать и просить Бога снова их спасти.
Просить Бога о помощи — признак веры, но не глубочайшей веры. Ребе Шалом забыл,
как трудно обрести битахон. Женщина напомнила ему, что такая вера большинству
недоступна; нам нужны знаки. Женщине, в ее ситуации, достаточно было эмуна.
А к чему стремишься ты?