ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Исраэль, Магид(1) из Козница, ежегодно посещал Апту. Во время одного из
таких посещений старейшины попросили ребе прочесть во время празднования шаббос(2)
проповедь в шуле(3). Ребе Исраэль отказался.
—В прошлом году, — сказал он, — вы просили меня о том же. Я произнес проповедь
в шуле., но ничего этим не добился. С тех пор у вас ничего не изменилось. К
чему я стану напрягать свой голос?
Укоризненные слова Маггида быстро стали известны всему местечку. Жители Апты
пришли в уныние. Вскоре встречи с ребе попросил некий ремесленник.
—Я не ученый и не святой, — обратился этот чело век к Маггиду, — но я знаю,
что, сказав, будто ваша проповедь не принесла никакой пользы, вы ошиблись. Я
слушал вас в прошлом году. Вы говорили об обязанности каждого еврея практиковать
то, что написано в Псалмах: «Всегда помню о присутствии Господа»(4). С тех пор
я непрестанно стремлюсь к этому. Имя Господа постоянно пребывает передо мной,
явленное как черные огненные буквы на белом огненном фоне, — это Имя начертано
на всех людях и предметах, которые встречаются мне на пути.
Меня ни на миг не оставляет священный трепет перед Божественным Присутствием.
Маггид улыбнулся этому человеку и извинился перед ним за свои поспешные выводы:
— Если в прошлом году раскрылась одна душа, возможно, в этом году их будет две.
В субботу в синагоге Апты Маггид прочел проповедь, после которой многие обратились
к праведной жизни.
1. Маггид (иврит: букв, «рассказчик») — проповедник. Стремясь как можно сильнее
воздействовать на слушателей, дабы побудить их к справедливости и состраданию,
хасиды-проповедники использовали элементы сценического вокального искусства.
2. Шаббос— суббота.
3. Шул (идиш: букв, «школа») — этим словом восточноевропейские евреи называли
традиционную синагогу. Поскольку в древности одной из важнейших ее функций было
образование, иноверцы Римской Империи называли иудейские молитвенные дома «школа»
— schola по-латыни.
4. Псалом 15:8. Этот текст, называемый Шивити, нередко висел на стенах синагог
перед глазами молящихся. Кроме того, цитируемую строку нередко пишут на амулетах,
а также используют в качестве центральной темы для медитации и медитативного
речитатива. В оригинале она звучит так: Шивити Адонай ль-негди тамид.
«Всегда помню о присутствии Господа». Данная строка псалма исходит из самого
сердца духовной практики иудаизма. Многие хасиды вновь и вновь повторяют эту
строку, чтобы взглянуть за пределы кажущегося разнообразия реальности и увидеть
первооснову, которая есть Бог.
Жить в непрестанном сознании Божественного Присутствия — значит обрести духовное
пробуждение. Это значит выйти за пределы двойственности, не отвергая ее, и увидеть
во множественном Единого. Это значит увидеть, как недвойственность, которая
есть Бог, проявляется в качестве двойственности, которая есть творение. Нет
ничего, кроме Бога. Шивити не отрицает ничего: дух и материя, небо и земля,
священное и мирское, святое и светское - все это воспринимается как те или иные
грани божественного.