ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Однажды ребе Исраэль из Ружина слушал некоего хасида, который превозносил достоинства
своего учителя, ребе Моше Цви из Саврана.
—Ребе Моше — человек необычайной скромности, — говорил хасид. — Он считает себя
недостойным даже самых незначительных проявлений почтения со стороны окружающих.
Хасид сделал паузу, ожидая, что ребе Исраэль похвалит его учителя за скромность,
но тот молчал. Хасид продолжил:
— В одном местечке настолько почитают моего ребе, что всякий раз, как он туда
приезжает, чуть ли не все местные жители выходят его встречать.
— И это доставляет ему беспокойство? — спросил ребе Исраэль.
Еще какое! Помню, вначале он сказал, что люди, должно быть, восхищены совершенством
конструкции и изяществом отделки его экипажа. Затем ребе высказал надежду, что
люди любуются его лошадьми. Но в конце концов он понял, что горожане чтят его
самого. Ребе стало так грустно из-за суетности людей, что его начало тошнить.
Шум, который устроили в честь прибытия ребе, был настолько ему неприятен, что
его просто вырвало!
— Неббих(1) — воскликнул ребе Исраэль. — Вот несчастье! Неужели нельзя было
отреагировать на оказанную честь иначе, кроме как рвотой? Да ведь все так просто:
оказывают тебе почести — просто принимай их, не оказывают — вообще о них не
думай; много ли они значат, в конце концов? Нашего бедного брата вырвало не
от самих почестей, но от чрезмерной одержимости ими.
1. Неббих (идиш) — глупец, растяпа, неудачник.
Хасиды ценят скромность, считая ее признаком духовной зрелости. Но что такое
скромность? В этой притче мы встретим три ее вида. Первый, 'насквозь фальшивый
вид смирения: ребе Моше высказывает предположение, что люди на улице восхищаются
его экипажем и лошадьми, а не им самим. Такое замечание могло ввести в заблуждение
преданного ему ученика, но не нас. Ребе Моше прекрасно знал, что люди пришли
почтить именно его, а не лошадей.
Второй вид скромности ближе к подлинному смирению, но и в нем еще немало фальши;
мы сталкиваемся с этим в эпизоде, когда ребе тошнит. Его желудок отказывается
принимать пищу, поскольку ребе-де убежден, что не заслуживает оказываемого ему
почтения. Ребе Моше одержим идеей собственного ничтожества, но подобная одержимость
как раз и говорит о том, что он еще слишком эгоистичен и тщеславен. В таких
случаях человек напоминает лису, потупившуюся от скромности при виде курятника.
Подлинной скромности учит ребе Исраэль: когда тебе оказывают почести, принимай
их спокойно; если же почести обходят тебя стороной, спокойно оставайся и сам
в стороне. Не придавай почестям особого значения, но и не подчеркивай их тщетность.
Они как дождь: приходят и уходят; глупо вообще поднимать шум по этому поводу.
То, что человек не поднимает шума, доказывает его духовную зрелость в большей
степени, чем показная скромность. Тот, кто жаждет поклонения окружающих, и тот,
кто бежит от такого поклонения, одинаково вовлечены в собственную личностную
драму. Лучше просто позволить событиям идти своим чередом и не делать вид, будто
тебя-то всё это не касается.