ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
У хасидим есть обычай собираться у своего ребе(1) в шаббос(2), чтобы вместе
поесть, выпить водки, спеть нигуним(3) и поговорить о Торе. Однажды в шаббос
на Тиш(4) к ребе Моше из Кобрина пришло столько учеников, что многие из них
просто не поместились за столом. Они толклись по всему дому, желая отведать
хоть немного яств с праздничного стола, увидеть ребе и услышать от него хоть
бы слово о Торе.
В толчее ребе Моше обратил внимание на одного юношу, стоявшего в уголке. Он
подозвал своего слугу и спросил:
— Что это за молодой человек стоит вон там? — Услышав имя, он в недоумении заметил:
— Что-то я такого не помню...
— Да нет же, ребе, вы не можете его не помнить, — удивился слуга. — Это очень
благочестивый молодой человек, к тому же он часто бывает за вашим столом. Вы
не раз с ним беседовали.
Слуга стал рассказывать ребе о молодом хасиде и его родителях.
В конце концов ребе Моше подозвал молодого человека и сказал:
— Только что я пытался вспомнить, кто ты такой, и мне было очень трудно это
сделать. Теперь я понял, в чем дело.
Видишь ли, сущность человека — в его мыслях. На чем ты сосредоточишь свои мысли,
в то и превращаешься. Сколько я на тебя ни смотрел, твои мысли все время блуждали
туда-сюда. Вначале тебе хотелось того, затем — этого. Твоим желаниям не было
конца. Я не видел ничего, кроме твоего неутолимого голода, и мне было непонятно,
кто ты — человек ли, имеющий рот, или рот, прикинувшийся человеком.
Молодой хасид был до того смущен, что с того дня старался все время думать только
о возвышенном.
1. Ребе — хасидский мастер.
2. Шаббос— суббота.
3. Нигуним — напевы без слов. Хасидские мастера учили, что песня и танец могут
вознести душу и каждая мелодия, какой бы ни была она мирской, содержит в себе
искру божественного, которую можно извлечь, если петь с должным благоговением.
Хасиды создавали собственные нигуним — двери, ведущие к Богу.
4. Тиш — особая трапеза, которую ребе устраивает для своих хасидом. Во время
тиш ученики едят, пьют, поют и учатся.
Ты — то, о чем ты думаешь. О чем ты думаешь в данный момент? Мысли бывают двух
основных типов, — такова наша двойственная природа. Каждому человеку от рождения
даны два побуждения: йецер ха-тов и йецер ха-ра. Первое побуждение влечет вас
к любви, к выходу за пределы себя и слиянию с миром. Второе сопровождается страхом
и вынуждает уйти от мира, замкнуться в себе. Эти два побуждения порождают мысли
двух основных типов: зиждущиеся на страхе и зиждущиеся на любви. Если твоя мысль
приходит от любви, ты заботишься и о себе, и о других. Если же в истоке твоей
мысли страх, ты думаешь только о себе. Когда человек думает только о себе, он
снедаем голодом, — ему не хватает безопасности, надежности, уверенности в себе.
И поскольку обособленное «я» не может удовлетворить его потребности, такой голод
неутолим. Человек ест, ест, ест — и никак не может насытиться.
Ребе учат, что рай и ад представляют собой два одинаковых пиршества, где столы
ломятся от самых изысканных блюд. Люди сидят вокруг этих столов с двухметровыми
вилками и ложками, которые слишком длинны, чтобы с их помощью можно было есть
самостоятельно. Поэтому в аду люди мучаются от голода — а в раю каждый кормит
того, кто сидит напротив, и все сыты. Задача каждого из нас не в том, чтобы
утолить свой голод, но в том, чтобы накормить другого человека — только так
мы все сможем насытиться.