ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Многие великие ребе были потомками других великих ребе. Однажды Мордехая ха-Коэна
попросили рассказать о его дедушке, ребе Шаломе, о котором уже никто ничего
не помнил. Тот сказал:
— Воистину, он был Ламед Вавник(1), скрытым святым. Днем он зарабатывал себе
на жизнь искусством ювелира, при этом оставаясь сосредоточенным на тайнах Торы.
А по ночам он поднимался с постели для изучения Каббалы(2). И это еще не все:
мой дедушка, как это было принято среди благочестивых людей, отдавал десятую
часть своих заработков беднякам.
— При всем моем уважении, ребе, — сказал собеседник, — должен заметить, что
в этом нет ничего необычного. Многие из нас размышляют о Торе днем и изучают
Каббалу по ночам. И каждый иудей обязан отдавать десятую часть своих заработков
беднякам.
— Но это еще не все, — улыбнулся ребе. — Мой дедушка отдавал на цедака(3) не
только десять процентов от своих доходов, но и десять процентов от суммы убытков.
— Не уверен, что понимаю вас, — сказал собеседник.
— Однажды, очищая золото, он допустил ошибку в технологии и потерял много денег.
Он вычислил десятую часть из этого убытка, затем взял соответствующую сумму
из своих сбережений и раздал бедным.
— Но по закону требуется давать только от доходов, ведь, давая от убытков, мы
только усугубляем свое положение. Поэтому я и говорю, что мой дедушка был цадик(4).
Он считал, что мы должны благодарить Бога за все, что к нам приходит, — как
хорошее, так и плохое. И еще он считал, что бедняки не должны страдать из-за
его ошибок. Поэтому он благодарил Бога как за доходы, так и за убытки, отдавая
беднякам по десять процентов того и того.
1. Ламед Вавник — тайный святой (от еврейских букв ламед и вав, числовое значение
которых в сумме составляет тридцать шесть). Ламед Вавник — это святой, неприметно
и самоотверженно работающий ради торжества добра над злом. Считается, что в
каждый момент времени в мире есть тридцать шесть скрытых святых, и именно благодаря
их благочестию мир остается в целости и сохранности.
2. Каббала (от слова кабел — «получать») — иудейская мистическая традиция. Полночь
— момент, выпадающий из общего течения времени. Работая в полночь, каббалист
может скинуть узы обычного сознания и войти в рай.
3. Цедака (от цедек — «справедливость»)— пожертвование десяти процентов своего
дохода в пользу бедных.
4. Цадик— праведник.
Великодушие — очень важная составляющая духовной жизни, ибо оно является отражением
в нашем сознании взаимосвязи всех живых существ. Иудаистские законы устанавливают
минимум, который необходимо отдавать бедным: десять процентов своих доходов.
Но хасид, который учится состраданию у самого Бога, делает больше, чем велит
буква закона. Так ребе Шалом отдавал беднякам и по десять процентов от суммы
своих убытков.
Возможно, ты не возносился до такого уровня святости, однако твоя связь со всем
сущим не слабее, чем у ребе Шалома. Вопрос вот в чем: насколько ты великодушен?
Отвечаешь ли ты хотя бы минимальным требованиям цедака или же склонен меньше
давать и больше получать? В следующий раз, когда ты задашься вопросом, каковы
твои успехи на духовном пути, загляни не только в священные книги, стоящие у
тебя на полке, но и в свою чековую книжку.