ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Как-то раз, отправившись в Люблин к Хозе-провидцу, ребе Давид из Лелова по
пути остановился у своего друга, которого должен был взять с собой. Тот жил
очень бедно, но все-таки попросил жену приготовить ужин для гостя.
Женщина растерялась. Все, что у нее было, — это немного муки — ни щепотки соли,
ни капли масла. Тем неменее она пошла в лес, собрала хворост для печки, затем
замесила муку с водой и наварила на ужин клецок.
Уже вернувшись из Люблина, ребе Давид рассказал своей жене о путешествии и среди
прочего сказал:
—Когда я ужинал у друга перед совместной нашей поездкой, его жена приготовила
необычайное лакомство. Такое было ощущение, будто она приправила это блюдо специями
из Ган Эден(1). Никогда не ел ничего подобного!
Зная о мистическом складе ума своего мужа и о том, как трудно произвести на
него впечатление явлениями этого мира, жена ребе поняла, что ему довелось попробовать
действительно редкостное угощение, и при случае не преминула о нем вспомнить,
чтобы выведать рецепт.
—Какой рецепт? — удивилась жена друга ребе. — Это была мука с водой.
—Нет, нет, мой Давид сказал, что вкус был такой, словно ты приправила пищу специями
из Ган Эден
Внезапно глаза той женщины округлились от осенившей ее догадки.
—Гут ин химел(2)! — воскликнула она. — Собирая хворост для печи, я молилась,
говоря: «Рибоно шел Олам(3), мне нечем почтить ребе Давида, но у Тебя, ха-Шем(4),
у Тебя есть Эдемский Сад. Пожалуйста, если можно, добавь немного специй в мои
клецки, чтобы они понравились нашему гостю». Похоже, ха-Шем услышал мою молитву!
1. Ган Эден — Сад Эдемский.
2. Гут ин химел (идиш) — «Господь небесный!» — выражение благоговейного трепета.
3. Рибоно шел Олам — Господин Вселенной, одно из имен Бога; теплое любовное
обращение к Богу.
4. Ха-Шем — Имя. Имеется в виду Имя Бога, составленное из согласных иврита YHVH.
В соответствии с Иудейским Законом и в силу ограниченности человеческого речевого
аппарата это слово не произносимо. Поэтому используется эвфемизм ха-Шем, или
просто Имя.
Что есть у тебя, чтобы почтить другого человека? Ум? Сердце? Мастерство? Все
это даровано тебе Богом. Истоки всех твоих мыслей и идей можно найти в работах
учителей и мудрецов прошлого. Твои чувства в действительности тебе не принадлежат
— нельзя оставить при себе приятные эмоции, а неприятные отбросить. Дела твоих
рук суть результат того, что кто-то обучал тебя и наставлял. Все, что у тебя
есть, и все, что ты собой представляешь, пришло к тебе благодаря усилиям других
людей; в конечном итоге все это — плоды Божьей благодати. Воистину, без Его
даров ты — ничто.
Осознав это, человек понимает, что он сам ничего не может дать окружающим и
потому вынужден во всем полагаться на Бога: «Рибоно шел Олам, я ничто без Тебя
и Твоих даров. Не в моих силах почтить как должно другого человека, и потому
я обращаюсь к Тебе. Давай благодать людям через меня, я буду рад возможности
служить им». Кто возносит такую молитву от всего сердца, тот воистину вкусит
яств Сада Эдемского.