ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Когда Леви Ицхака(1) попросили стать ребе Бердичева, он согласился при условии,
что старейшины не будут привлекать его к обсуждению вопросов местного самоуправления,
за исключением тех случаев, когда они соберутся принимать новые законы. Пару
месяцев спустя старейшины пригласили его на городской совет. Когда он явился,
глава общины обратился к нему:
— Спасибо, ребе, что почтили нас своим присутствием. Нам нужен ваш совет. Мы
собираемся огласить новый закон, запрещающий нищим стучаться в двери горожан
с просьбой о милостыне. Отныне бедняки будут ежемесячно получать помощь из общинной
казны.
Глава общины замолчал, ожидая ответа. Он полагал, что Леви Ицхаку потребуется
некоторое время на то, чтобы обдумать ответ, — ведь сами старейшины обдумывали
данный законопроект несколько месяцев. Но ребе отреагировал сразу же.
— Насколько я помню, — сухо заметил он, — вы обещали приглашать меня только
для обсуждения новых законов. Данное дело, вне всяких сомнений, не отвечает
этому требованию.
— Но почему же, ребе?.. Мы ведь, в самом деле, обсуждаем совершенно новый закон,
— возразил сбитый с толку глава общины, — он в самом деле не имеет прецедентов.
Ребе Леви Ицхак грустно покачал головой и сказал:
— Друзья мои, вы ошибаетесь. Этот закон известен со времен Содома и Аморы(2),
ибо там тоже были законы, позволяющие горожанам уклоняться от своих обязанностей
перед бедняками.
Совет отклонил обсуждавшийся законопроект.
1. Леви Ицхак (1740-1810). Почитаемый почти в той же мере, что и сам Бешт, он
подвергался преследованиям со стороны противников хасидизма и, прежде чем стал
бердичевским ребе, несколько раз был вынужден отказываться от раввинского статуса.
В основе его учения лежит идея смирения. Какими бы ни были наши достижения,
они ничто по сравнению с величием Бога. Смирение приходит, когда мы размышляем
о том, что Бог присутствует во всем.
2. Содом и Амора (Гоморра) — города, разрушенные Богом за жестокость, эгоизм
и алчность их обитателей.
Быть добрым, великодушным, справедливым и праведным неудобно. Почему? Потому
что инстинкт побуждает нас не к праведности, а к самосохранению. В первобытном
уме содержится стандартный набор кодов-инструкций: съешь или будешь съеден;
убей или будешь убит. Это — не нравственные суждения. Это простой опыт выживания.
Нравственность возникает с развитием серого вещества и высших функций мозга.
Привносить нравственные категории в первобытный ум так же трудно и опасно, как
бороться с аллигатором. Как аллигатор корчится и пытается выскользнуть из рук,
точно так же будет вести себя и первобытный ум, для которого единственное доброе
и справедливое дело — утолять голод его носителя.
И нередко он побеждает. Мы принимаем эгоистичные законы, придавая им видимость
сострадательности. Это касается и отдельных людей, и целых народов. Леви Ицхак
напомнил об этом бердичевским законодателям. К их чести, они признали его правоту
и не приняли несправедливый закон. А как бы поступил ты? Ведь ты тоже признаешь
законы. Ты тоже следуешь в своей жизни каким-то правилам и ссылаешься на них,
когда тебе приходится доказывать кому-то свою правоту. Прислушайся к себе. Действительно
ли эти правила справедливы или же они служат лишь оправданием твоего эгоизма?
Всякий раз, когда ты устанавливаешь для себя новое правило, посоветуйся с Леви
Ицхаком. Спроси его, действительно ли это правило служит благу всех людей или
же оно защищает только твои личные интересы.