ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Родители Баал Шем Това славились своим гостеприимством. Каждую неделю они приглашали
в свой дом какого-нибудь нищего странника, чтобы он мог вместе с ними отпраздновать
Шаббос(1). Они кормили бедняка, давали ему приют, а по окончании Шаббос вручали
деньги и пищу на дорогу. Бог обратил внимание на их великодушие, и, как это
часто случается, вслед за Богом заметил их и Сатана, Обвинитель(2).
Бог решил благословить эту семью ребенком, но Сатана захотел прежде испытать
гостеприимство супругов, чтобы выяснить, действительно ли они творят добро просто
так или же в их сердцах таится надежда на какую-нибудь небесную награду. Понимая,
что Сатана постарается любым способом заманить этих людей в какую-нибудь ловушку,
пророк Илия попросил у Господа разрешения пойти к ним вместо Искусителя. Бог
дал свое согласие, и в ближайший Шаббос Илия(3) спустился на землю.
Он переоделся нищим, взял в руки посох и заплечный мешок, — что является нарушением
Шаббос(4), — и субботним днем постучался в дверь праведников. Едва Элиэзер отворил
дверь, как нищий оттолкнул его в сторону и вошел.
— Доброй субботы, — проговорил он, — я голоден и нуждаюсь в приюте.
Элиэзер поприветствовал странника, а его жена поставила на стол третью субботнюю
трапезу(5). Гость поел и улегся отдыхать, не поблагодарив ни хозяев дома, ни
Создателя. Вечером, когда Шаббос закончился, супруги приготовили ему Мелаве
Малка(6). И снова, поев, он не выказал ни малейшей благодарности. Пришелец переночевал
в этом доме, и наутро ему дали пищи и достаточно денег, чтобы он мог продолжить
свой путь. Тут нищий открылся, что он — пророк Илия.
— Я пришел испытать ваше гостеприимство, — сказал он, — проверить, насколько
вы искренни. Вы с честью прошли испытание, поскольку, несмотря ни на что, были
добры ко мне, ни словом не осудили мое возмутительное поведение и не стыдили
меня. Бог доволен вами и считает вас достойными сына, который станет светом
для очей всего Израиля.
Вскоре у них действительно родился сын — Баал Шем Тов.
1. Шаббос — Шаббат (суббота), седьмой день недели.
2. Сатана. — Слово сатан (иврит) означает «противник» (в суде, споре или на
войне). В позднейших книгах Библии Сатана выступает как личность, Божий «прокурор».
3. Илия — пророк (IX в. до н. э.), избежавший смерти и вознесшийся на небо в
огненной колеснице (2 Книга Царей, гл. 2). В талмудистских преданиях Илия возвращается
на землю, чтобы помогать нуждающимся.
4. Носить что-то в руках за пределами дома в субботу считается работой и, следовательно,
нарушением запрета работать в этот день.
5. В Книге Исхода (16:25) Моисей наставляет народ относительно субботней пищи.
Поскольку при этом он трижды использует слово «сегодня», принято вкушать три
субботние трапезы: в пятницу вечером, в субботу в полдень и в субботу ближе
к вечеру. Последняя трапеза называется Шалош Сеудос или Сеуда Шлишит, то есть
«третья трапеза».
6. Мелаве Малка («проводы Царицы») — торжественная трапеза в завершение субботы.
Символизирует проводы Царицы-Субботы обратно на Небеса до следующей субботы.
Что значит открыть дверь страннику? Что наделяет это действие духовным измерением?
О необходимости любить соседа (то есть ближнего) Тора говорит лишь один раз
(Левит 19:18), но более тридцати раз напоминает о любви к «дальнему» — к постороннему,
незнакомцу! Почему? Гостеприимство подразумевает вы ход за пределы дуалистического
мышления (я — другие, мы — они). Ты открываешь дверь лишь после того, как раскроешь
свое сердце. Таким образом, гостеприимство есть отражение твоего духовного мира.
Тот, кто любит Бога, но опасается незнакомого странника, совсем не понимает
Бога. Бог — это Другой, являющий Себя во всех других. Любовь к Богу и гостеприимство
— совершенно сходны, в них одинаково находит свое выражение одна и та же истина:
всё есть Бог. Родители Бешта видели проявление Бога в каждом страннике, в каждом
чужаке, и потому не были чужими Господу. Их близость к Богу отразилась на близости
между ними двумя, и в результате родился Баал Шем Тов, показавший миру Того,
в Ком пребывают все другие.