ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Как-то раз к Баал Шем Тову по срочному делу приехала делегация старейшин из
далекого города. Выслушав их жалобу, он раскрыл лежавшую перед ним на столе
Хумаш(1) . Едва заглянув в текст, он тут же закрыл книгу, а затем не только
подсказал посетителям решение проблемы, но и подробно описал, как будет развиваться
ситуация в ближайшие месяцы.
Действительно, все произошло именно так, как предсказал Бешт (2).
Спустя какое-то время старейшины снова приехали к Баал Шем Тову, чтобы поблагодарить
его за участие и совет. Один из них спросил:
— Учитель, когда мы задали свой вопрос, вы заглянули в Тору. И что, эта священная
книга подсказала вам, как будут развиваться события и как нам на них следовало
реагировать?
— Нас учили, что Господь создал мир посредством света, — отвечал Баал Шем Тов.
— Светом был мир пронизан от края до края. Здесь и там, вчера и завтра, — все
было озарено. Но Бог увидел, что мир недостоин этого, что если до света доберутся
низкие и злые люди, бедствия грозят всем у мирозданию. И тогда Он спрятал свет,
чтобы к нему могли обрести доступ только цадики(3) будущего, — те немногие,
что способны правильно им воспользоваться. Где же спрятан свет? В Торе. Если
человек смотрит в эту книгу Тора ли-шма(4) — только ради нее самой, без каких
бы то ни было эгоистических побуждений, его путь освещен: перед ним открыты
прошлое и будущее, время и пространство. Цадик видит мир так же, как видит его
Бог, — сотворенным из света.
1. Хумаш (от хамеш — «пять») — Тора, Пятикнижие Моисеево.
2. Бешт — акроним имени Баал Шем Тов. Так с любовью люди называли Исраэля бен
Элиэзера.
3. Цадики (букв, «святые») — святые мистики и благочестивые духовные наставники.
4. Тора ли-шма — Тора «ради самой Торы». Делать что-то пи-шма — значит делать
не преследуя никакой цели. Тора ли-шма — это изучение Торы только ради чистого
удовольствия.
Библию изучают многие, но редко кто-нибудь делает это ли-шма. Большинство людей
хотят что-то получить от Библии: правила, истины, ответы, ключи к событиям прошлого
и пророчества на будущее.
Если ты берешь в руки Тору, имея в мыслях какую-то цель, книга отразит лишь
твои собственные желания. Но, раскрывая ее без цели и, значит, позволяя чистому
божественному свету войти в твое сознание, ты видишь то же, что видит Бог: мир,
полный любви и радости, возможность жить, опираясь на доброту, справедливость,
сострадание и смирение.