ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Однажды в Дни Трепета(1) святой каббалист Ицхак Лурия услышал Бат Кол(2). Голос
сказал, что, как ни велико молитвенное рвение Ицхака, в соседнем городе есть
человек, превосходящий в искусстве молитвы даже его. Лурия, не мешкая, отправился
в тот город и отыскал того, о ком ему было сказано.
— Я слышал о тебе удивительные вещи, — произнес Лурия. — Ты ученый? Изучаешь
Тору?
— Нет, — ответил мужчина, — у меня не было возможности учиться.
— Должно быть, ты мастер Псалмов, гений богослужения, вкладывающий в молитву
необыкновенную силу.
— Нет. Конечно, я много раз слышал Псалмы, но не знаю на память ни одного из
них.
— И все же, — воскликнул Лурия, — я знаю, что твоя молитва своей силой превосходит
даже мою. Что же ты сделал в Дни Трепета, чтобы заслужить такую похвалу?
— Рабби, — услышал он в ответ, — я неграмотен. Из двадцати двух букв алеф-бейс(3)
я знаю только десять. Когда я вошел в синагогу и увидел единоверцев, страстно
предающихся молитве, сердце едва не разорвалось в моей груди. Но ведь я не знаю
ни одной молитвы. И тогда я сказал: «Рибоно шел Олам(4)! Алеф, бейс, гимел,
далет хе, вае, зайн, хет, тепг, йод(5) - вот все буквы, которые мне известны
Соедини их по Своему усмотрению, да принесут они Тебе радость». Затем я стал
попросту снова и снова повторять эти буквы, а там уж Бог, надеюсь, Сам из них
сложит нужные слова.
1. Дни Трепета — десять дней от Рош ха-Шана до Йом Киппур (от Нового Года до
Дня Искупления). Эти дни принято проводить в глубоком самосозерцании и покаянии.
2. Бат Кол (буквально «Дочь Голоса») — Глас Божий.
3. Алеф-бейс — еврейский алеф-бет, то есть алфавит.
4. Рибоно шел Олам (Господин Вселенной) — одно из имен Бога.
5. Алеф, бейс, гимел... — первые десять букв еврейского алфавита.
Повторение случайных звуков, подобное детскому лепету, голосовым импровизациям
джазового вокалиста или нигуним (бессловесному напеву) хасида, может привести
нас в мир, лежащий за пределами слов и связанных с ними ограниченных умственных
построений. Снова и снова повторять звуки, просто дарить им свой голос, не отягощая
их застывшими общепринятыми значениями, — значит перейти от карты к территории,
от мысли о Боге к Самому Богу. Но нельзя превращать подобное повторение в технику.
Следует осознать, что никакой техники не существует. Нужно, подобно герою нашей
истории, стать духовно неграмотным. Просто принеси Богу звуки такими, каковы
они есть, а уж Он пускай сделает остальное. Все прочее — не более чем попытка
манипуляциями с картой контролировать саму территорию.