ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Ребе Авраам из Борисова рассказал такую историю.
Однажды он был свидетелем того, как ребе Иаков Арье из Радзимина приехал в гости
к ребе Менахему Менделю из Койка. Как только ребе Иаков вошел в комнату, ребе
Менахем повернулся к нему и вскричал:
— Иаков! Скажи мне в нескольких словах, зачем мы, люди, приходим в этот мир?
— Мы приходим в этот мир, — без колебаний ответил тот, — для того, чтобы соединить
свои души с Господом(1) .
— Чепуха! — воскликнул Менахем. — Мы здесь для того, чтобы поднять Небеса(2)!
Не удовлетворенный ни одним из ответов, ребе Авраам изложил собственный взгляд
на вопрос:
— Вы оба по-своему правы. Мы, люди, находимся здесь, чтобы соединиться с Господом
и тем самым поднять Небеса (3) . Об этом же говорит нам Мехилта(4) . Там сказано,
что первые пять из Десяти Заповедей имеют соответствия во вторых пяти заповедях.
Так, «Я есмь ха-Шем»(5) соответствует «Не убий»(6). Убить человека — значит
совершить преступление против способности и задачи каждого — нести божественное
в мир.
— Таким образом, — продолжал ребе Авраам, — когда Бог спрашивает Каина после
того, как тот убил своего брата, Авеля: «Где Авель?» и Каин отвечает: «Не знаю.
Разве я сторож брату моему?» — нам следует понимать слова Каина следующим образом:
«Я не знал, что мой брат является сторожем Я ЕСМЬ(8), Бога. Я не знал, что,
убивая брата, тем самым ослабляю влияние божественного Я ЕСМЬ в этом мире».
1. «Соединить свои души с Господом». — Отношения между Ботом и душой подобны
связи между Солнцем и его лучами. Мы — продолжение Бога во времени и пространстве.
Как же, в таком случае, мы можем быть отделены от Него? Обособленность от Бога
— это состояние сознания, возникшее в тот момент, когда мы забыли о своих подлинных
взаимоотношениях с Ним и начали вести себя так, словно Он есть нечто отличное
от нас.
2. «Поднять Небеса». — Неужели Небеса могут упасть и их придется возводить словно
леса или башню? Нет. Небо и земля, верх и низ существуют неотъемлемо друг от
друга. Падает не небо, но завеса невежества, заслоняющая от нас истину. Если
же кто-то приподнимает эту завесу, кажется, будто поднимается само небо, которое
в действительности всегда остается на месте.
3. Двойственное прочтение: «Небеса» нужно «поднять» как завесу, как покрывало
(Истины), — но и с Небес тем самым приподнимается покрывало (являя их как Истину).
4. Мехилта: древний раввинский комментарий к книге Исхода.
5 .Ха-Шем — «Имя» (имеется в виду Йод-Хе-Вав-Хе — четырехбуквенное Имя Бога,
передающее, согласно преданию, сущность божественного). Непроизносимые как практически,
так и теоретически, эти буквы представляют собой обыгрывание слова «быть» (иврит).
Бог — это То, Что Есть, Было и Будет; Он — само Бытие.
6. Исход 20:13.
7. Бытие 4:9.
8. В книге Исхода 3:14 Бог открывает Моисею сущность божественного: «Эхье ашер
эхье». Чаще всего эти слова переводятся так: «Я ЕСТЬ то, что Я ЕСТЬ» («Я есмь
Сущий»). Более точный перевод с иврита звучал бы так: «Я буду всем, чем буду».
В любом случае хасиды понимают это выражение следующим образом: Бог — все, что
есть все, происходящее в каждый момент. Бог — это Я ЕСМЬ — не существо и даже
не Высшее Существо, но сама Суть всякого существа и всякого существования, само
Бытие. Это значит, что Он — и Каин, и Авель, и вы, и я. Именно это имеет в виду
ребе Авраам, когда говорит, что каждое существо является хранителем или «сторожем»
Я ЕСМЬ. Так же как волна — «сторож» океана в данной точке пространства и времени,
каждый из нас является «сторожем» Бога. Приняв эту истину по отношению к самим
себе, ты примешь ее по отношению ко всем существам. Жизнь была дарована тебе
для того, чтобы ты мог это осознать.