ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Однажды ребе Нафтали из Ропшиц(1) поймал своего сына Элиэзера на какой-то шалости.
— Я не виноват, — заявил мальчишка. — Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра ,
который только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не
меня, а Бога!
Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:
— Бог дал тебе йецер ха-ра(2) в качестве наставника.
— Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?
- Стойкости и упорству, — сказал ребе Нафтали. — Посмотри, как прилежно делает
свое дело йецерха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, исполняет миссию, возложенную
на него Богом, — соблазнять людей на эгоистические действия. Ты тоже должен
неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, — преодолевать йецер ха-ра.
Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:
— Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.
— Что именно?
— Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет своего
йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей все совсем
иначе, ибо «грех у дверей лежит»(3). Всякий, раз, когда мы открываем дверь нового
опыта, нас за порогом ждет йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки.
1.Ребе Нафтали Цви Горвиц родился в местечке Линек (Леско) Западной Галиции
(Польша) в 1760 году.
2.Йецер ха-ра. — На человека действуют две природные силы: йецер ха-ра, то есть
злые побуждения, и йецер ха-тов — добрые побуждения. Йецер ха-ра — не зло как
таковое, но, скорее, склонность ко злу, если это побуждение не уравновешено
йецер ха-тов. Поэтому Гиллель учит: «Если я не постою за себя, кто обо мне позаботится?
А если я буду заботиться лишь о себе, какой от меня прок?» (Пиркей Авот 1:14).
Более точный перевод названия этих побуждений: «эгоистическое побуждение» и
«бескорыстное побуждение». Мудрецы учат, что без йецер ха-ра человек не смог
бы построить дом, жениться и вырастить детей, ибо для всего этого необходимо
ощущать свое «я» и желание реализовать себя (Брейшит Рабба 9:7). Эгоистическое
побуждение становится «злом» только когда оно не уравновешено бескорыстным побуждением.
Если человек руководствуется в своих действиях исключительно интересами эго,
возникают предпосылки для зла: бизнес превращается в эксплуатацию, брак — в
угнетение, секс — в насилие. Если же мы руководствуемся не только своими интересами,
но и интересами других, йецер ха-ра входит в конструктивное русло. Тогда это
побуждение ориентируется на добро, и его энергия привносится в благие деяния.
3. Бытие 4:7.
Каждая дверь таит за собой свои опасности. В каждую секунду нам приходится делать
выбор, отдавая себе отчет, каким побуждением мы руководствуемся: йецер ха-ра
— или йецер ха-тов? Или же нам удастся следовать и тому и другому? Мы следуем
йецер ха-ра, когда удовлетворяем потребности своего эго, и следуем йецер ха-тов,
учитывая и уважая права и интересы окружающих. Сумеешь ли ты реализовать обе
склонности, уравновесив побуждения эго и интересы окружающих? Сумеешь ли ты
жить полнокровной жизнью и при этом сознавать, что мир, в котором ты живешь,
свят?