ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Однажды ребе Нафтали из Ропшиц поймал своего сына Элиэзера на какой-то шалости.
— Я не виноват, — заявил мальчишка. — Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра (одна
из двух природных сил — склонность ко злу), который только и делает, что толкает
меня на всякие проказы. Так что ругай не меня, а Бога!
Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:
— Бог дал тебе йецер ха-ра в качестве наставника.
— Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?
— Стойкости и упорству, — сказал ребе Нафтали. — Посмотри, как прилежно делает
своё дело йецер ха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, исполняет миссию, возложенную
на него Богом, — соблазнять людей на эгоистические действия. Ты тоже должен
неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, — преодолевать йецер ха-ра.
Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:
— Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.
— Что именно?
— Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет своего
йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей всё совсем
иначе, ибо «грех у дверей лежит». Всякий, раз, когда мы открываем дверь нового
опыта, нас за порогом ждёт йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки.