МАКС ЗИЛЬБЕРТФЕНОМЕН АШКЕНАЗСКИХ ЕВРЕЕВ |
На Западе Европы
Земли, где протекают реки Рейн и Сена (Юго-Запад Германии и Север Франции), в средневековых еврейских источниках называются Эрец Ашкеназ (Земля Ашкеназская). Известно, что сыны Израиля жили там еще при римлянах (документы III в. из Кельна свидетельствуют об их наличии в этом городе), однако до XI в. их историческая роль была незначительной по сравнению с той, что играли их соплеменники из Вавилонии, Персии, Хазарии или Испании; между тем будущее их потомкам предстояло великое.
Как уже упоминалось выше, по версии Л.Н.Гумилева, в конце VIII в. произошел пассионарный толчок, зона которого протянулась от Испании до Юга Скандинавии и который привел к образованию Западно-Европейского суперэтноса. Земля Ашкеназская находилась, таким образом, как раз в его "эпицентре" и, судя по последующим событиям, евреев этот толчок также затронул.
Наиболее известные еврейские общины того времени находились в городах Вормс, Трир, Шпеер, Майнц, Труа. В XI в. там начала бурно формироваться своя талмудическая школа, что совпало по времени с Клюнийским движением в западно-европейском христианстве. Основателем этой школы, получившей название Лотарингской, был р. Гершом бен Иегуда из Майнца, прозванный Меор ха-Гола ("светоч диаспоры") (960-1028 гг.), с именем которого еврейская традиция связывает появление новых общинных уставов (в них, среди прочего, запрещалось многоженство).
Наиболее выдающимся представителем Лотарингской школы был р. Соломон Ицхаки (абр. Раши) из Труа (1039-1105 гг.). Составленные им и его последователями "тосафистами" ("составителями добавлений") комментарии к Талмуду вошли почти во все дальнейшие издания последнего. Благодаря ему Северная Франция (Шампань), где он жил, стала крупнейшим центром талмудической науки того времени. "Мудрецы Франции, тосафисты,- писал впоследствии р. Соломон Лурия, один из крупнейших еврейских религиозных авторитетов в Польше XVI в., - сделали из него (Талмуда) как бы шар и прокатили его с места на место, чтобы он выглядел как однородное тело, без противоречий и изъянов ..."(7).
На заре средневековья ашкеназские евреи были очень немногочисленны: община в 100-200 человек считалась большой. Очевидно, что в таких условиях немыслимым было выполнение запретов, касающихся контактов с иноверцами, т.к. материальное положение евреев, бывших в большинстве своем купцами и ростовщиками, почти полностью зависело от них: продукты для пропитания, одежду и проч. они должны были приобретать у христиан; евреям приходилось и торговать предметами культового назначения, и заключать сделки в дни церковных праздников. Раши, к примеру, позволял употреблять изготовленное христианами вино, поясняя, что те не используют его при богослужении, как это было принято у язычников, окружавших евреев в талмудическую эпоху, и, следовательно, оно уже не является предметом "чуждого культа". Также обычно приходилось обходить запрет признавать клятву иноверца, хотя тот же Раши однажды даже отказался от иска к христианину из-за того, что тому пришлось бы присягать в суде(18).
Известно, что в Средние века имели место случаи перехода христиан в иудаизм, или "гиюра"; тосафисты и их последователи единодушно это приветствовали. Если случаи крещения евреев были обусловлены обычно или принуждением, или нежеланием нести бремя галахических предписаний, то побудительным мотивом к принятию иудаизма могли быть лишь идейные соображения. Р. Иоэль бен Ицхак так писал об одном из прозелитов: "И был послан дух от Господа, и почил он в сердце сего человека ... И ... приступил он к работе господней: взыскуя Бога, стал изучать писание и священный наш язык и долгое время прожил среди нас. Был он муж праведный и непорочный и дни свои проводил в учении..."(18).
Церковь ревниво оберегала целостность рядов своих приверженцев и за обращение христиан в иудаизм карала беспощадно, что заставляло евреев скрывать существование института гиюра. Поэтому о массовости данного явления в Средние века судить сложно.
Условия жизни евреев в тех или иных странах зависели от того, какие соображения у их правителей брали верх: материальные или идеологические. В первом случае власти им покровительствовали, т.к. их торговая и кредитная деятельность способствовала пополнению казны, во втором же их ждали гонения, зачастую крайне жестокие. До конца XI в. положение евреев в Германии было вполне благоприятным для них, зачастую они пользовались поддержкой городских епископов. Император Священной Римской империи Генрих IV (1056-1106 гг.) в 1091 г. пожаловал им грамоту, согласно которой было запрещено принуждать их к принятию христианства, а в судебных процессах с христианами евреи могли присягать по своему религиозному обряду.
Начало эпохи крестовых походов в 1096 г. ознаменовало перелом в жизни европейских евреев: "спасители гроба Господня" не могли смириться с благополучным проживанием на их землях "распявших Христа". Некий монах утверждал, что на могиле Иисуса была найдена записка, предписывающая христианам крестить всех евреев(8). Последние в результате и стали первыми жертвами крестоносцев, ставивших их перед выбором: крещение или смерть.
Массовый религиозный фанатизм - характернейшее последствие пассионарного толчка - отличал евреев той эпохи не в меньшей степени, нежели христиан. Следуя талмудическому принципу "Киддуш-ха-Шем" ("освящение имени божьего"), требующему мученичества за веру, они в большинстве своем предпочитали смерть крещению(18), иные сами убивали себя и свои семьи, дабы не попасть в руки палачей. Некоторые даже поначалу заявляли о своей готовности креститься, но только для того, чтобы во время соответствующей церемонии публично плюнуть на крест, присовокупив к этому какую-нибудь бранную тираду в адрес Иисуса и его матери(18).
Общины Вормса и Майнца погибли почти полностью, община Трира после долгого сопротивления согласилась-таки на крещение, а евреям Шпеера вместе с горожанами-христианами удалось отстоять свой город. Позже, в 1103 г. Генрих IV, несмотря на протесты папы, разрешил насильственно крещеным вернуться в лоно иудаизма. В возникшей среди евреев острой дискуссии о том, как к ним относиться, решающую роль сыграл авторитет Раши, сказавшего: "Да будем далеки, чтобы отделиться от вернувшихся или осрамить их!"(8).
В 1215 г. в Латеранском дворце в Риме под руководством папы Иннокентия III прошел очередной (IV) церковный собор, сыгравший важнейшую роль в истории Западной Европы и наложивший сильнейший отпечаток на положение европейского еврейства в ближайшие 3-5 веков. Собор резко осудил еретиков - альбигойцев, катар, вальденсов, положил начало созданию инквизиции, а касаемо именно евреев наиболее ярким нововведением было предписание им носить на одежде особый знак - круглый или прямоугольный кусок желтой ткани. С тех пор унижения и гонения на евреев в Европе стали постоянными.
Стремление евреев как можно плотнее отгородиться от христианства, только усиливаемое постоянными их преследованиями, ярко проявилось в деятельности сформировавшейся в начале XIII века группы "Хасидей ашкеназ" ("Благочестивых из Ашкеназа"). Основатели этой группы были выходцами из школы тосафистов. В книге "Сефер ха-Хасидим" ("Книга благочестивых"), автором которой был р. Иегуда ха-Хасид из Парижа (1166-1224 гг.), талмудические предписания относительно неприятия "чуждых культов" доведены до крайности, граничащей, на взгляд современного человека, не то с мракобесием, не то с чудачеством. Здесь запрещалось не только входить в "дом чуждого служения"(18) или во двор при нем, но даже просто склонять голову, проходя мимо церкви, дабы это не было истолковано как дань уважения христианству, разменивать деньги идущему в церковь иноверцу, чтобы не стать соучастником "их приношений", "обучать (христианского - М.З.) священника еврейской грамоте, а также исполнять для него на музыкальных инструментах какие-нибудь приятные мелодии, чтобы, не дай Бог, не воспроизвел он ту же мелодию, стоя перед своим алтарем". По мнению р. Иегуды, "в синагоге не должно быть окон, выходящих на дом "чуждого служения"". В Книге благочестивых описан эпизод, когда евреи отказались покупать у христиан оставшиеся после строительства церкви стройматериалы для постройки синагоги, сказав: "даже для постройки частного дома не следует брать у них, а тем более для синагоги"(18).
Р. Иегуда и его соратники настаивали на самом ревностном соблюдении принципа "Киддуш-ха-Шем". Книга благочестивых запрещает не только временно креститься ради личного спасения, но даже пришивать к платью или прибивать к дому (в целях конспирации при приближении погромщиков) крест, стричь волосы в кружок подобно христианскому духовенству, а стены домов, залитые кровью мучеников, предписывалось не белить, чтобы кровь могла "вопиять к Богу"(8).
Можно констатировать, что в XI-XIII вв. в Земле Ашкеназ образовался новый иудейский этнос, во многом не похожий на другие. Ашкеназское еврейство отличалось крайней культурной обособленностью, его интеллектуалы, в отличие, например, от их испанских единоверцев, сефардов, были совершенно чужды общей образованности и занятий поэзией и полностью сосредоточились на развитии талмудической науки; сформировался особый тип ашкеназского ученого мудреца, "замыкающегося в 4-х стенах Галахи"(7). Другой важнейшей сферой их творчества стала Каббала - иудейская мистика. И, наконец, к XIII в. сформировался особый язык ашкеназских евреев - "лашон ашкеназ" или "идиш", представлявший собой диалект немецкого с добавлением некоторых слов из иврита, буквы же при письме на нем использовались древнееврейские; в дальнейшем ашкеназские евреи говорили на нем почти во всех странах, где жили (кроме Италии). Иврит перестал быть разговорным языком евреев еще во II веке, в диаспоре они обычно заимствовали языки народов, среди которых жили. Вавилонская Гемара была написана на смешанном языке, состоящем из элементов иврита и арамейского. Этот язык стал именоваться "священным" или "лошн койдеш". В Земле Ашкеназ он был сохранен, но лишь как язык религиозный, который знала только интеллектуальная элита, изучавшая его в иешивах (иудейских вузах). На нем были написаны почти все литературные труды ашкеназских мыслителей, вследствие чего большинству евреев они были недоступны.
Для евреев Юго-Западной Германии и Северной Франции была характерна полная автономия каждой общины с очень большой властью общинных институтов. Они селились в городах в специально отведенных для них кварталах (Platea Judaecrum), которые иногда обносились крепостными стенами. Их правовой статус определялся специальными "грамотами о привилегиях" и обычно обозначался термином "servi camerae" ("рабы казны"), что означало принадлежность евреев королю, который мог их по своему усмотрению переселять, отнимать их имущество, аннулировать причитающиеся им долги(7). С другой стороны, они получали монаршую защиту, за которую, правда, приходилось дорого платить. Выступая в суде, еврей должен был приносить особую еврейскую присягу (more judaico), иногда включавшую в себя унизительные формулировки. Носить оружие для самозащиты евреям запрещалось.
Среди обвинений, обычно выдвигавшихся в отношении них, наиболее распространенными были: в ритуальных убийствах христианских детей, в осквернении гостии (утверждалось, что они прокалывают просфору, символ тела господнего, иглами, после чего из нее течет кровь Христова) и в обращении христиан в иудаизм. Последнее, как мы видели, имело под собой основания.
В Англии массовое поселение евреев началось после нормандского завоевания 1066 г.; неучастие английского рыцарства в первых двух крестовых походах благоприятно сказалось на их жизни там. Первый крупный еврейский погром в Лондоне состоялся в день коронации Ричарда I Львиное Сердце (3.09.1189) и с тех пор их положение неуклонно ухудшалось, пока в 1290 г. король Эдуард I не издал указ об их изгнании с "Туманного Альбиона": Сынов Израиля обвинили в "обрезывании монет". Изгнанники в большинстве своем переселились во Францию, однако уже в 1306 г. королем Филиппом IV Красивым были выселены и оттуда с предварительной конфискацией их весьма немалого имущества. Общее число изгнанных тогда из Франции было около 100 тыс. человек, что свидетельствует о бурном демографическом росте ашкеназских евреев за прошедшие 2 с лишним века(8).
Для евреев Германии самые жестокие времена наступили в 1348-1349 гг., когда Европу охватила эпидемия чумы, сократившая ее население на треть, при том, что евреи, хотя в их гетто плотность населения была гораздо выше, чем в христианских кварталах, страдали от нее гораздо меньше. Еврейские источники объясняют это соблюдением ими правил гигиены - средневековые христиане, хотя и "привезли" из крестовых походов обычай мыться в бане, чистоплотностью не отличались. Так или иначе, но на евреев пало обвинение в умышленном распространении болезни путем отравления колодцев христиан. Началась резня, остановить которую не могла даже защищавшая евреев булла папы Клемента VI(8).
В середине XV в. на евреев Центральной Европы обрушилось новое бедствие, на сей раз в лице одного человека - монаха Францисканского ордена Иоанна Капистрано (1386-1456). Будучи легатом (представителем) папы Николая V в Германии, этот фанатик, обладавший выдающимся ораторским талантом, разъезжая по городам, везде настраивал против них как знать, так и чернь. Епископ Готфрид из Вюрцбурга, который был также герцогом Франконии, после его проповедей не только отменил данные им ранее евреям выгодные привилегии, но и изгнал их из своих владений, "ибо он не хотел более терпеть их". В Бреславле (Силезия) с подачи Капистрано были сожжены 40 евреев по обвинению в осквернении гостии (под пыткой они сознались во всем) и ритуальном убийстве христианского мальчика. Остальные обвиненные (всего 318 человек) были изгнаны из Бреславля, а их дети до семилетнего возраста у них отняты, крещены и отданы христианам на воспитание. Такова лишь небольшая часть списка "подвигов" человека, прозванного "бичом евреев"(8).
В некоторых европейских странах, в основном к востоку от Германии, стремление правителей привлечь в свои страны евреев для пополнения своей казны брало верх над религиозной нетерпимостью. Для такого привлечения было необходимо обеспечить их личную безопасность и безопасность их имущества, возможность им вести образ жизни, соответствующий канонам иудаизма, а также, чтобы доход от них был максимальным, возможность заниматься их традиционными промыслами: выдачей кредитов и торговлей. В 1244 г. австрийский эрцгерцог Фридрих, несмотря на активное противодействие императора Священной Римской империи Фридриха II (Австрия была тогда составной частью империи), выдал евреям Грамоту, согласно которой, среди прочего, христианин, убивший еврея, наказывался смертью, ранивший - денежным штрафом или лишением руки, похитивший еврейского ребенка для насильственного крещения - штрафом. Аналогичные грамоты позже были выданы евреям Венгрии королем Бела IV (1251 г.), Богемии королем Отокаром (1254 г.), Калиша в Великой Польше князем Болеславом (Польша была раздроблена и грамота касалась лишь данного удела, 1254 г.), Тюрингии и Мейсена (Саксония) князем Генрихом (1265 г.)(8). В результате такого положения вещей вплоть до середины XVII века миграция европейских евреев имела общее направление с запада на восток.