АШКЕНАЗСКИЕ ЕВРЕИСоломонас Атамукас, ЕВРЕИ В ЛИТВЕ ХIV-ХХ века |
В ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ., Акт о восстановлении независимости 1990
11 марта 1990 г. вновь избранный Верховный Совет Литовской Республики принял Акт о восстановлении независимости Литовского государства.
Председатель ОКЕЛ Э. Зингер в феврале 1990 г. избран депутатом Верховного Совета Литовской Республики, где утвержден председателем комиссии Верховного Совета по иностранным делам. До этого, в марте 1989 г. писатель Г. Канович избран народным депутатом Верховного Совета СССР. Оба они активно участвуют в деятельности литовского движения за перестройку "Саюдис".
Еврейская общественность с удовлетворением встретила важные Заявления вновь избранного Верховного Совета Республики, посвященные вопросам еврейской жизни.
В Заявлении Президиума Верховного Совета от 26 апреля 1990 г., посвященном 42 й годовщине государства Израиль, выражено желание поддерживать контакты с выехавшими в Израиль литовскими евреями и хорошие отношения с исторической родиной евреев - государством Израиль. Все литовцы и граждане Литвы других национальностей призывались 29 30 апреля вспомнить историческое существование и жизнь древнего достойного еврейского народа в Литве, принять участие в благоустройстве и обозначении запущенных кладбищ евреев, помянуть безвинные жертвы, захороненные в местах массового уничтожения евреев. Было также выражено пожелание, чтобы кровь мучеников всех национальностей {133} стучала в наших сердцах, призывая к созданию гуманного и справедливого мира.1
29 апреля 1990 г. впервые в Вильнюсе при участии Председателя Верховного Совета Литовской Республики В. Ландсбергиса и представителя официальной всемирной еврейской организации "Сохнут", выходца из Литвы Й. Траупянского, в присутствии около 1000 человек была торжественно отмечена 42 я годовщина провозглашения государства Израиль.
Еврейская общественность с удовлетворением восприняла Заявление (Декларацию) Верховного Совета Литовской Республики от 8 мая 1990 г. "О еврейском геноциде во время гитлеровской оккупации".
От имени литовского народа впервые официально и на высшем государственном уровне Республики было заявлено, что безоговорочно осуждается проводимый в годы гитлеровской оккупации геноцид евреев в Литве и с сожалением отмечается, что среди карателей, служивших оккупантам, были и граждане Литвы, что не может быть никаких оправданий преступлениям, совершенным в Литве и за ее пределами, по отношению к еврейскому народу, как и сроков давности уголовного преследования за них.
Важными являются также те положения Заявления, которые призывают все государственные органы и органы управления, общественные организации и граждан создавать евреям Литвы, как и всем другим национальным общинам, самые благоприятные условия для возрождения и расширения своей культуры, просвещения, науки, институций культа и другие. Указывается, что Литовское государство позаботится об увековечении памяти жертв геноцида евреев и не потерпит никаких антисемитских проявлений.2
17 июня 1990 г. в Вильнюсе состоялась вторая конференция Общества культуры евреев Литвы. С учетом вновь создавшихся условий деятельности, возросшей эмиграции евреев и все уменьшающейся численности еврейского населения были обсуждены итоги проделанной работы {134} и ее уроки, определены вехи дальнейшей деятельности. Было принято решение об избрании сопредседателем правления ОКЕЛ писателя Г. Кановича.
В еврейской общественной и культурной жизни происходят дальнейшие положительные сдвиги. Скажем лишь о том, что с осени 1990 г. в составе Филологического факультета Вильнюсского университета начинает свою деятельность новый учебный и научный сектор иудаистики, заведующим которого утвержден доктор философских наук профессор М. Шуб.
В ряде республик СССР действуют еврейские общества культуры, которые создали свои клубы, школы, библиотеки, коллективы художественной самодеятельности, издают газеты (на русском языке). Но такой сформировавшейся системы еврейских институций, как в Литве, где имеются государственный музей, газета на еврейском языке, организация еврейских педагогов, школа, детский сад, сектор иудаистики в Книжной палате, центр обучения и науки иудаистики в высшей школе, радиопередачи на еврейском языке, спортивный клуб, народный театр и другие коллективы художественной самодеятельности - нет нигде во всем Советском Союзе.
Общественная и культурная жизнь евреев Литвы в период 1987 1990 гг. освещена главным образом на основе разностронней деятельности ОКЕЛ. Очевидно, еще не настало время для того, чтобы всесторонне анализировать и комментировать ее в историческом плане. Однако следует отметить, что это был процесс, в котором нашли отражение как сложные внутренние трудности, разногласия и противоречия, так и различные внешние влияния. Не все еврейские силы придерживались единого взгляда на возможность и даже на необходимость возрождения и развития еврейской общественно-культурной жизни в Литве. Однако постепенно в активную деятельность включились и ранее скептически настроенные в этом отношении люди. Преодолевались также определенные идейно-политические разногласия.
{135} В целом умами все больше овладевало понимание общих национальных интересов, необходимости большей консолидации и сплочения литовских евреев. Теперь, можно полагать, бывшие внутренние и внешние помехи по существу уже не служат препятствием для совместной и согласованной деятельности всех активных сил на благо еврейской общины и еврейской культуры. Сложились благоприятные условия для сплоченной, планомерной и целенаправленной работы многочисленных еврейских институций. В современных условиях, не зависимо от того, сколько будет евреев в Литве, важно, чтобы они жили своей полнокровной национальной жизнью, продолжали развивать и укреплять свои национальные очаги, при их помощи сохранять и приумножать свои духовные ценности, знакомить с историей и культурой евреев Литвы других жителей Республики и гостей из разных стран мира.
Все это тем более важно, ибо современная еврейская общественная и культурная деятельность проходит в очень сложной исторической обстановке. Началась новая большая волна эмиграции евреев СССР, также и Литвы, в Израиль, в связи с чем за последний год ощутимо уменьшилась численность литовских евреев. (осталось на данное время в Литве прим. 5000 евреев; ldn-knigi) Это объясняется, прежде всего, общим подъемом национального возрождения в республиках Советского Союза, а также в Литве.
Укрепилось еврейское национальное самосознание, интерес ко всем прошлым и настоящим процессам развития своего народа и к историческим урокам этих процессов. Усилилось стремление к воссоединению со своим народом, к переселению на землю праотцов - в Израиль. Выросло понимание того, что евреям, как и любому другому народу, нужны своя национальная среда, возможности всесторонне жить своей национальной жизнью среди своих соплеменников, каждодневно общаться с ними во всех сферах жизни, знакомиться с богатыми национальными ценностями.
Второй причиной, тесно связанной с вышесказанной, является все более проявляющийся в СССР воинствующий {136} антисемитизм и попытки определенных сил возложить вину за все пережитые и переживаемые людьми трудности на евреев, на еврейский народ, а также длительное нежелание властей дать должный отпор оголтелым антисемитским силам, применить всю силу закона по отношению к ним.
Лишь 22 июля 1990 г. в газете "Правда" появилась статья "Существует ли у нас еврейский вопрос?", в которой дается утвердительный ответ на поставленный вопрос. Впервые более чем за пятьдесят лет в печатном органе ЦК КПСС по существу признается, что Сталин длительный период проводил антисемитскую политику, что появились скрытые (скрытые ли? - С.А.) формы дискриминации в отношении еврейского населения, не удовлетворялись его естественные потребности в культурных институтах, что в дальнейшем сложилась "фигура умолчания" вокруг еврейского вопроса, а сейчас целый ряд экстремистских групп развернули оголтелую антисемитскую пропаганду.
В Литве, где в последние десятилетия уже оставалось немного евреев, новая усиленная эмиграция явилась следствием как общей обстановки, общей атмосферы, сложившейся в Советском Союзе, так и имевшими в последнее время место в Республике фактами появления в газетах различных статей, других публикаций, а также и прямых выпадов, носящих грубый антиеврейский характер.
В этом отразилось стремление определенных сил возродить старые обвинения по отношению к евреям - "чужестранцам" и "инородцам", в том числе за страдания и обиды, пережитые литовцами во время сталинского произвола и в последующие годы. Проявившиеся в Литве антиеврейские выпады вызвали беспокойство среди зарубежной еврейской общественности.
Следует иметь в виду и то, что многие евреи, ныне живущие в Литве, приехали из разных городов СССР и болезненно воспринимают определенные стороны перестроечных процессов в Республике. Очевидно, историки и другие обществоведы сумеют в дальнейшем более всесторонне объяснить нынешний процесс еврейской эмиграции.
{137} Мы не имеем точных данных, всесторонне характеризующих число и состав эмигрировавших евреев. Однако можно утверждать, что в период 1959-1990 гг. из Литвы выехало не менее 15-17 тыс. евреев. Значительную часть самодеятельных эмигрантов составляли дипломированные специалисты, инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи и другие медицинские работники, научные работники, преподаватели вузов и техникумов, учителя общеобразовательных школ, квалифицированные рабочие всех отраслей промышленности, работники торговли. Другую важную часть составляли студенты вузов и учащиеся техникумов - будущие специалисты. Среди выехавших людей старшего поколения следует отметить участников Великой Отечественной войны (фронтовиков и партизан), узников гетто. В Израиле в 1989 г. было еще около 400 бывших воинов 16 й Литовской стрелковой дивизии Советской Армии.
Дальнейшее развитие еврейской общественно-культурной жизни в Литве затрудняется в связи с тем, что в Республике остается все меньше еврейских интеллектуальных сил, способных ее организовать и проводить. Оставшимся силам необходима все возрастающая помощь литовской общественности.
Остается надежда на то, что современное отношение Литовского государства к еврейской общественно-культурной деятельности и всесторонняя помощь литовской интеллигенции продлят славные традиции 650 летней истории и культуры евреев Литвы и особенно Вильнюса-Литовского Иерусалима, что это позволит внести свой достойный вклад в сокровищницу истории и культуры всего еврейского народа, в укрепление связей с землей праотцов - государством Израиль и связей евреев, выходцев из Литвы, со старым родным краем.
{138}