АШКЕНАЗСКИЕ ЕВРЕИСоломонас Атамукас, ЕВРЕИ В ЛИТВЕ ХIV-ХХ века |
Период первой мировой войны. 1914-1918 гг.
Первого августа 1914 г. началась первая мировая война. Россия терпела поражения на фронте, Германия оккупировала большую часть ее территории. С середины 1915 г. до конца 1918 г. Литва претерпела жестокую германскую оккупацию. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России и Ноябрьская революция 1918 г. в Германии создали условия для восстановления государственности Литвы. 16 февраля 1918 г. Литовская тариба провозгласила Акт о независимости Литвы. В 1918 г. начало свою деятельность правительство Литовской Республики.
Война и германская оккупация разрушили и истощили хозяйство Литвы. Население претерпело большие социальные, экономические, национальные лишения. Страшные бедствия, национальные и духовные обиды, материальные убытки выпали на долю евреев Литвы. Царские власти России ложно обвинили евреев в предательстве и в оказании помощи германским войскам. В условиях спровоцированной антиеврейской шовинистической атмосферы {48} разразились погромы. В мае 1915 г. был издан приказ о выселении, а вернее изгнании евреев из приграничных Ковенской, также части Гродненской и Сувалкской губерний. Из одной только Ковенской губернии было изгнано 160 тыс. евреев. Большинство беженцев, как их тогда называли, было депортировано железнодорожными эшелонами на Украину и в некоторые другие российские губернии. Многие слабые, больные, старики, дети умирали в пути. (см. на нашей стр.: "о насильственном выселении евреев во время I-ой Мировой Войны." http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Navet.htm; ldn-knigi)
Вильно и Виленский край были оккупированы в сентябре 1915 г. Поспешно на восток ушло 70 тыс. евреев. В 1916 г. в Вильно оставалось 60 тысяч евреев, из них около 22 тыс. бездомных из окружающих местностей и Ковенской губернии. На их долю выпала тяжкая ноша всевозможных реквизиций, принудительного труда, безработицы, голода, эпидемий, значительно возросшей смертности, разграбления и уничтожения имущества, антисемитских погромов и унижения национального достоинства.
Изолированный от других еврейских общин Польши, России и всего мира Вильно тем не менее оставался одним из важнейших центров еврейского просвещения и культуры, в котором активно поддерживалась национально-культурная жизнь, развивалось национальное самосознание и достоинство. В еврейской общине широко проявлялись солидарность и благотворительность. Действовали молитвенные дома, религиозные и светские школы на древнееврейском и идиш. Хотя и в сокращенном объеме, но выходили газеты, журналы, учебники, молитвенники, художественная литература. Здесь началось создание новой современной системы общего еврейского образования, а также "театральной Виленской труппы". Используя все имевшиеся возможности из Вильно в различные местности Германии, Польши, России отправлялась религиозная и светская литература.
Еврейское общество истории и этнографии имени Ш. Ан-ского во время войны собрало
огромную оригинальную документацию, на основе которой в 1922 г. был издан "Пинкос"
- большая историческая "Летопись". В {49} ней всесторонне описана
и проанализирована жизнь евреев Вильно в годы войны, оккупации и первые послевоенные
годы. Во всей общественной, благотворительной и культурно-просветительской деятельности,
как до воины, так и в послевоенный период самоотверженно трудились доктора Я.
Выгодский, Ц. Шабад, А. Виршубский, журналисты, литераторы З. Рейзен, С. Нигер,
Ш. Цитрон и многие другие. 22