ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот тьма покроет землю, и мрак - народы, а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию.
Ис.60:1-3
Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою - на длани Бога твоего.
Ис.62:1-3
История Иерусалима
25 сентября 1995 года, в день еврейского Нового Года, Израиль праздновал знаменательное событие: Иерусалиму исполнилось 3000 лет с того дня, как он стал столицей Израильского царства. 3000 лет назад царь Давид сделал Иерусалим столицей своего государства и объявил его городом спасения.
"Десять мер красоты было отпущено миру, девять из них - Иерусалиму, одна - остальному миру", - говорили древние мудрецы. Они не напрасно говорили эти слова, потому что город Иерусалим - уникальный город мира. И прежде, нежели я буду рассказывать, на основании Слова Божия, об уникальности Иерусалима, о его выдающейся роли в жизни еврейского народа, а также всего христианского мира, я сделаю небольшой экскурс в историю.
История Иерусалима очень интересна. О ней много написано в Словаре Нюстрема (сс.164-168) и в Большой Энциклопедии Брокгауза (сс.375-378), поэтому я буду краток и буду обращать внимание более на его духовную сторону.
Первое упоминание в Библии об Иерусалиме мы встречаем в книге Быт.14:18, когда Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего, с хлебом и вином встретил Авраама и благословил его, триумфально возвращавшегося после поражения царей. Авраам дал ему десятую часть из лучших добыч (Евр.7:1-4). Также записи древних египтян говорят о том, что Салим был известен даже до этого времени, как значительный город Ханаана, и ему более, чем 3800 лет.
Во дни Авраама Иерусалим имел название Салим (Быт.14:18; Пс.85:3), что значит город мира. Он расположен в Палестине, которая у пророка Иезекииля (20:6) названа красой всех земель. Итак, до дней Авраама и в течение последующих столетий Иерусалим исторически стал центром Земли. Но он и пророчески стал всемирным центром, поскольку именно здесь было произведено заместительное жертвоприношение: Авраам принес в жертву сына Исаака, но Бог заменил его на овна (Быт.22). И хотя Исаак остался жив, но умер другой "Исаак", "Сын Авраамов" - Иисус Христос. Ис.53 и Пс.21 описывают ужасы распятия и страданий Иисуса.
Библия также говорит, что Иерусалим является центром мира географически, и карта убеждает нас, что это так. Вот что мы читаем в Библии: "Так говорит Господь Бог: это - Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли" (Иез.5:5). Бог намеренно избрал Ханаанскую землю (нынешнюю Палестину), так как она стратегически расположена на пересечении дорог древнего мира со всеми вытекающими отсюда преимуществами. Это место Бог предпочел для Своего народа и для Своих планов. Палестина занимает полоску земли вдоль средиземного моря. Вокруг нее расположены три главных континента планеты - Азия, Африка и Европа. На этих трех континентах издревле поселились потомки трех сыновей Ноя: Азии - сыны Сима, в Африке - сыны Хама, в Европе - сыны Иафета. Представители всех этих народов всегда могли приходить в Иерусалим для поклонения живому и истинному Богу.
Во дни Авраама в Иерусалиме царствовал первосвященник Мелхиседек, который, по словам Ап. Павла, "по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть мира" (Евр.7:1-5). Мелхиседек, этот самородок библейской Истины, представлял все народы мира того времени, за всех их ходатайствовал пред Богом и распространял дух праведности во все концы Земли. По древнему еврейскому преданию, Мелхиседек был первым сыном Ноя - Симом, но Бог скрыл его под именем Мелхиседека.
Прошло много времени, многое переменилось и к моменту завоевания Палестины Иисусом Навиным Салим имел уже другое название. Тогда Палестиной владели потомки Хама - семь ханаанских племен: хеттеи, гергесеи, аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и иевусеи (Вт.7:1). Это были идолопоклонники, весьма развращенные люди, растлевашие все вокруг. Салимом владели иевусеи как своей столицей, переименовав его в город Иевус, по имени своего вождя (Ис.Нав.18:16; Суд.19:10-11; 1Пар.11:4). Иевусейский царь Адониседек организовал коалицию из пяти окрестных царей, чтобы противостоять Иисусу Навину, но коалиция была разгромлена и уничтожена (Ис.Нав.10:1-14). Когда Иисус Навин разделял по жребию земли Палестины, Иевус (Иерусалим) достался сынам Вениамина (Ис.Нав.18:28). Он стоял на границе с коленом Иудиным (Ис.Нав.15:63). Сыны Вениамина не могли изгнать иевусеев из Иерусалима, и те продолжали жить вместе с ними (Суд.1:21). Вплоть до времен Давида иевусеи жили в этом городе (Иевусе) как в сильной крепости, разделяя землю Израилеву на две части и препятствуя соединению израильтян.
Давид делает Иерусалим столицей, оплотом Сиона
Воцарившись, Давид начал упорядочение своего царства. Он объединил оседлые племена израильтян и, в конце концов, пошатнул мощь филистимлян. Своими мудрыми дипломатическими маневрами он обеспечил безопасность границ. Но было одно враждебное место, имевшее большое стратегическое значение для его царства, и его предстояло еще завоевать. Это был иевусейский город Иевус (Суд.19:10), или крепость Сион (2Цар.5:7). Захватом его Давид уничтожил последний вражеский оплот в горной стране и таким образом ликвидировал враждебную крепость, расположенную между двумя частями (южной и северной) израильского государства. После того, как Давид завоевал Иевус, он переименовал его в Иерусалим и назван его своим именем (2Цар.5:9). Захват Иерусалима был жизненно важен для израильской независимости от филистимлян, а также для объединения южных и северных колен.
Затем Давид водворил Ковчег завета в его первом постоянном месте. Этот наиболее святой национальный и духовный символ был доставлен в Иерусалим, который должен был стать столицей израильской веры, духовной столицей Израиля на все времена. Давид был первым из израильских царей, кто сделал Иерусалим своим домом и национальной столицей, даже духовным центром мира. Библия говорит: "И построил он себе дома в городе Давидовом, и приготовил место для Ковчега Божия, и устроил для него скинию" (1пар.15:1). Это было в 1005 году до н.э., поэтому в сентябре 1995 года город Иерусалим праздновал свое 3000-летие.
В Иерусалиме Бог пообещал Давиду, что один из его потомков будет Мессией: "Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем навеки, и престол его будет твердо вечно" (1Пар.17:14). Когда Ангел Господень возвещал Деве Марии о рождении Иисуса, он подтвердил ей это обетование: "... и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца" (Лук.1:31-33).
Давид очень дорожил этим обетованием. Он любил город Иерусалим, восстановил его стену (2Цар.5:9; 1Пар.11:8), наблюдал за его ростом и развитием, понимая, что этот город гораздо больше, чем просто новая столица. Он видел его будущее, прозревал, какое значение этот город будет иметь для всей планеты. Соломон, сын Давида, закрепил объединение Нации и увеличил материальное благосостояние страны, расширил Иерусалим на север, построив дворец, Храм, прилегающие к нему здания, занимавшие 9 га; еще более укрепил стены города (3Цар.3:1). Но превыше всего было его деяние по строительству величественного Храма, который получил название Храм Соломонов и о котором знали, что так обитает Бог (3Цар.8:10-11).
В Псалме (124:2) есть замечательная фраза: "Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовеки". Она указывает на то, что Иерусалим очень хорошо защищен естественными природными условиями. Неприступность города создают горы Моава, возвышающиеся, как стены, и соединяющиеся с глубокими пропастями и долинами. Город высоко расположен и лежит в центре Палестины и похож на крепость. Вот почему написано: "Возвожу очи мои к горам..." (Пс.120:1).
Так Бог обеспечил сохранность Святого Города на протяжении столетий. Это понял и сатана, который в разговоре с Богом об Иове (1:9-10) сказал: Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?" Такую заботу, попечение и охрану Бог имеет о каждом из Своих избранных детей. Мы должны радоваться и утешаться, что Бог заботится о нас отныне и вовеки, постоянно и навсегда. Его неусыпное присутствие окружает нас, как горы вокруг Иерусалима. "Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек" (Пс.124:1). Наше упование и надежду на Бога Библия сравнивает с неприступностью, несокрушимостью, прочностью, несокрушимостью, надежностью горы Божией Сиона.
В чем ценность и привлекательность Иерусалима?
Этот город был привлекателен с древних времен, хотя для обычного глаза там нет ничего, что вызывало бы интерес к нему. Почему же в наши дни этот город вызывает такие бурные дебаты? Некоторые скажут, что это из-за трех доминирующих религий (иудаизма, христианства и ислама), которые соперничают друг с другом за право контроля над городом. Но это оправдание только частично. Однако Иерусалим был привлекателен даже прежде, чем появились христианство и ислам. Он есть центр иудаизма, но даже это не объясняет, почему такие колоссы, как древние Вавилон, Ассирия, Рим, и такие жестокие лидеры, как Антиох, Епифан, пытались сокрушить город и уничтожить веру израильтян.
Ключ к этой разгадке мы находим в Слове Божием, где говорится, что мировое значение Иерусалима как главного города Израиля в Иудее определяется не его географическим положением, а исключительно Божиим избранием, чему все страны завидовали. См. 3Цар.8:29; Пс.47:2-3; 67:17.
Иерусалим - это специальное место для Господа; это Им выбранный участок недвижимости в специальной точке Земли, которую Он назвал Своей. "Земли не должно продавать навсегда; ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня" (Лев.25:23). Это Земля, о которой Он заботится, ибо "очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года" (Вт.11:12). И в этой специальной части Земли Бог выбрал то место, о котором говорил еще Давиду и Соломону, что "... в доме этом и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое навек" (4Цар.21:7).
Этот город имеет особое значение для Бога и Его целей во благо всем народам Земли. Там находится гора Мориа, одна из наивысших точек Иерусалима. Она значительна тем, что на это место пришел Авраам с его сыном Исааком, единственным сыном, сыном обетования, ибо здесь должно было произойти великое пожертвование единородного Сына Бога Отца. На этом месте Господь остановил нож и обеспечил замену жертвы в виде барана. Мы находим здесь отпечатки рук Сына Божия; это тень того, что Исаия видел и записал в 53 главе и что Давид записал в 21 Псалме, изображающем ужасы распятия.
Также важна и гора Сион, вторая из высоких точек Иерусалима, и в Пс.2:6-7 сделано смелое утверждение Самого Иеговы: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею". Исаия (2:3) ожидал дня, когда от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. Он также записал, что всемогущий Бог будет править на горе Сион и в Иерусалиме (24:23), а также записал, что "придет Искупитель Сиона" (59:20).
Хотя Бог имеет твердое намерение из Сиона распространить благо по всему миру, однако существует дух сильного сопротивления и Богу, и Его Истине, и планам Израиля. Этот дух - дух антихриста, врага Божия и людей, который давно работает против народа Божия и который хочет извратить Писание, а Бога сделать лжецом. Он старается не дать Богу Его город и землю и таким образом превратить в ничто Его благие цели. Пророк Исаия (14:13-1) называет этот диавольский дух Люцифером (светоносным), лукаво маскирующим свою хищную сущность под добро, а по сути мечтающим ниспровергнуть Господа и лишить Его того, что принадлежит Ему по праву. Именно в Люцифере, этой злобной, коварной личности, кроется реальная движущая сила антисемитизма. Сатана по-прежнему старается представить Бога, Его Слово и историю Его народа Израиля в ложном освещении. А город Иерусалим старается сделать тронным залом мирового доминирования. Это будет наибольший кризис духовной реальности (Мф.24:21).
Пророк Захария (12, 14 главы) снимает маску с этого ловкого архилжеца, злодея и лицемера, говоря, что он до конца будет губить Израиль и все, что связано с Иерусалимом и евреями. Люцифер, диавол, с удовольствием пошлет на верную смерть и арабов, и евреев, и всех неевреев мира (войска ООН), чтобы только дискредитировать Бога и Его обетования. В конечном итоге праведный гнев Божий разразится Судом, о котором мы читаем в книге Откровения (16:16; 19:11-21), когда Он защитит Свой народ и сделает Свой святой город славой всей Земли. Мессия Израиля и Господь Иисус Христос явится с полномочиями Царя и Победителя, чтобы взять господство над Землей и сделать гору Сион Своей резиденцией. Новая осада Иерусалима войсками ООН, начавшись мгновенно, окончится страшным Армагеддоном.
Итак, привлекательность Иерусалима для враждебных сил, прежде всего, в Боге, чтобы доказать, прав Он или нет.
Надежда на то, что Бог будет править из Иерусалима, должна жить в нас, не должна угасать, хотя мы и наблюдаем жестокость противоборствующих сил, пытающихся развратить страну и город, которые Бог любит. Мы должны смотреть в корень событий и не отчаиваться при явном поражении целей Божиих. Будем помнить слова Захарии (1:14-17): "... провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностию великою ... Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой ..., и землемерная вервь протянется по Иерусалиму. Еще провозгласи и скажи: ... снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим".
Заключительные страницы Писания объявляют и о настоящем, духовном, и вечном свержении диавольских сил. Иерусалим еще будет как невеста, обожаемая супругом. В буквальном смысле он будет городом, в котором поселится Господь и будет жить с народом, который Он любит. Его вечные цели исполнятся, несмотря на всю мощь, ярость и непостоянство этого мира. Эту надежду замечательно выразил псалмопевец в Пс.101:19-22, говоря, что Господь воцарится и прославится на Сионе и в Иерусалиме, несмотря ни на что.
В чем свидетельство Иерусалима?
Если мы вникнем в историю Иерусалима, то увидим картину непрекращающейся борьбы добра и зла, истины и лжи, света и тьмы. Мы увидим, как развращающие влияния пронизали и разрушили город, посвященный Богу. Мы поймем попытки Люцифера превратить Святой Город в Содом; девственницу, представленную Иеговой - в блудницу.
Даже в наилучшие времена народ Божий может быть слаб, непостоянен, склонен к падению, но Предвечный не оставляет его. Наказывает? Конечно! Но Он никогда не покидает его. Пророки подчеркивают эту неувядаемую любовь Бога, проходящую через все перепетии истории Иерусалима.
Исаия перечисляет черты, обезобразившие Святой Город в прошлом: "Как сделалась блудницей верная столица, исполненная правосудия. Правда обитала в ней, в теперь - убийцы" (1:21). И затем следует целый перечень обвинений, начинающихся словом горе:
"... о грехе своем они рассказывают открыто, как содомляне, не скрывают: горе душе их!" (3:9).
"Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле" (5:8).
"Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином" (5:11).
"Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности и грех - как бы ремнями колесничными ... Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самим собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!" (5:18-23).
Хотя у пророка Исаии имеются и видения надежды в первых тридцати девяти главах его пророчества, в основном это довольно удручающее чтение наказаний, которые пали на Иерусалим, Иуду и окружающие народы. Затем с 40 главы нам открываются чудесные картины спасения Богом Иерусалима и народа Израилева и переодевания их в супружеские одежды Его избрания и восхищения. Неудивительно, что эта часть начинается словами: "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои" (40:1-2).
Из этого чудесного приглашения проглядывают черты обещанного Мессии (42:1-4), Его отождествление с пасхальным агнцем (53:1-12) и всепобеждающим воином, идущим от Едома и Восора в червленых ризах и в полноте Своих сил (63:1-6).
Дух Святой рисует грандиозную картину радостного празднования после того, как Бог преобразил духовную и нравственную блудницу снова в чистую, обрученную невесту. "Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его - как горящий светильник. И увидят народы правду твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царской диадемой - на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя "оставленным", и землю твою не будут более называть "пустынею", но будут называть тебя: "Мое благоволение к нему", а землю твою - замужнею", ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается" (Ис.62:1-4).
Таково великое и славное будущее Иерусалима в Тысячелетии, о чем я описал в отдельной главе. Развращающая и совращающая сила Люцифера не может сравниться с преобразующей и очищающей силой любви Божией к Его избранному народу, земле и городу. Он был и остается верной столицей, оплотом Сиона и центром мира, где Бог обещал осуществить счастливейшее царство счастливейших людей. Сатана потерпит абсолютное фиаско.
Титулы Иерусалима
Библия представляет большой перечень чудных, духовно-символических титулов Иерусалима, возлюбленного города Божия. Их невозможно здесь все перечислить и прокомментировать их достоинства. Уже одно то, что Иерусалим сравнивается с этими восхитительными названиями, говорит само за себя. Евреи считают, и с этим нельзя не согласиться, что уже в дни Авраама Иерусалим стал мозговым центром мира, а через Моисея и пророков он стал центром Истины. И в конце концов, благодаря Мессии Иисусу Христу он стал центром спасения, хотя, правда, евреи и предали своего Мессию, подвергнув Его экзекуциям и позорной казни. Отрицание Христа как Мессии и Спасителя привело Иерусалим в центра великого шторма (о котором я дальше пишу), и эта эпопея длится уже две тысячи лет. Но Библия утверждает, что святой город, столица Израиля еще увидит славу и станет центром мира в Тысячелетнем царстве во главе с Иисусом Христос. А в новой Вселенной Иерусалим станет синонимом великого, неописуемого блаженства и слияния с Богом Церкви, состоящей из евреев и неевреев, сродненных Кровью Агнца.
Итак, вот некоторые из замечательных библейских титулов Иерусалима.
Прежде всего, надо отметить, что, ввиду того, что Израиль - избранный Божий народ, то и город, столица этого народа, тоже называется избранным, так как Сам Бог избрал его, чтобы там пребывало Его имя (2Пар.6:6).
Иерусалим - это "город великого Царя", "радость всей земли", "град Бога нашего" (Пс.47:2-3). Это не оценка людей и не просто поэтические метафоры. Это заявление Самого Бога о Себе и о месте обитания Своего великого, славного имени. О том, что Иерусалим - "город великого Царя", подтверждает и Новый Завет (Мф.5:35).
"Град Божий, святое жилище Всевышнего" (Пс.45:5).
"Святой город" (Неем.11:1), откуда Слово Господне распространялось по всей земле (Ис.2:3).
"Город праздничных собраний" (Ис.33:20). Туда в великие праздники собирались огромные толпы народа - паломников, приходивших поклониться Иегове, живому истинному Богу (Исх.23:17; 34:23; Вт.16:16; Деян.2:5), как и сегодня это делают, но уже христиане.
"Гора Сион", т.е. солнечная (Пс.47:12). См. Словарь Ньюстрема, с.415.
"Город праведности, столица верная" (Ис.1:26) - на иврите, а в русской Библии - "город правды".
Иерусалим даже назван "престолом Господа" (Иер.3:17), "городом истины" (Зах.8:3).
В Пс.121:3 Иерусалим представлен как город, "слитый в одно". Эта метафора символизирует сплоченность, прочность, нерасторжимость, надежность, единство небесного Иерусалима, который действительно слит в одно и представляет собой "скинию Бога с людьми" (Отк.21:2-3). Евреи в рассеянии обращались лицом к Иерусалиму, чтобы молиться своему Богу Иегове (Дан.6:10; 3Цар.8:44).
К сожалению, сегодня город Иерусалим не является носителем ни одного из этих высоких титулов, несмотря на то, что люди испытывают по отношению к нему благоговейный трепет. Сегодня Иерусалим стал объектом пристального внимания всего мира. Но поберегитесь, народы! Вострепещите, нации! Вы еще надорветесь этим городом. И это будет скоро.
Иерусалиму будущего будет дано новое название - "Господь оправдание наше" (Иер.33:16). Его также назовут: "Господь там" (Иез.43:35).
Но когда идет речь о величии Иерусалима, самое главное - то, что в него пришел Сын Божий, Спаситель Иисус Христос, и там проповедовал Евангелие Царства Божия (Лук.21:37-38). В нем Он совершал немало чудес (Ин.4:25). Иисус торжественно вступил в Иерусалим как Царь (Мф.21:9-10; Ин.12:12-13). Он с великой скорбью оплакивал этот город, ибо видел горькую судьбу его наперед (Мф.23:37-39; Лук.19:41-44; 21:20-24).
В Иерусалиме Господь был предан смерти, страдал и был погребен. Там же Он воскрес и учил учеников тайнам Царства Небесного (Деян.1:1-5). Вознесся с горя Елеонской вблизи Иерусалима (Деян.1:9-11). И когда опять придет, ноги Его станут на горе Елеонской (Зах.14:1-3).
В Иерусалиме в день Пятидесятницы образовалась Церковь Христова (Деян.2:1-5). Там Апостолы начали проповедь Евангелия (Деян.2:14). В нем собрался первый церковный собор Апостолов (Деян.15:4-6). Там же начались и первые гонения на христиан (Деян.8:3-4). Именно из Иерусалима Слово Божие понесено во все концы земного шара для всех народов.
Уникальность Иерусалима
Единственный, неподражаемый, непохожий ни на один из городов мира. Его не с чем сравнить. Мусульмане имеют Мекку, но только мусульманам позволено приходить туда. Иерусалим же является исключением из всех правил: он - то избранное святое место на земле, куда свободно могут приходить поклониться Богу и евреи, и мусульмане, и христиане, люди любого вероисповедания и национальность.
Но не только это делает его уникальным. Он уникален потому, что это место, этот город избрал Бог для Своего пребывания, о чем читаем в 3Цар.11:36: "А сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего".
В Пс.75:2-3 говорится: "Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе".
А вот что записано у пророка Захарии (8:3): "Обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни".
Господь Бог вездесущ: Его милость, спасение, благословение, Его славу можно найти везде на земле, потому что это скорее состояние души, нежели географическое положение. Тем не менее фокус Писания сосредоточен на Иерусалиме, и этого нельзя ни объяснить, ни игнорировать. Все пророки в один голос утверждают это. "И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь" (Иоил.2:32). "Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. "Это покой Мой навеки, здесь вселюсь, ибо Я возжелал его" (Пс.131:13-14). "И пойдут многие народы и скажут: приидите и взойдем на гору Господню" (Ис.2:3).
"Что делает Иерусалим более важным, чем другой какой-либо город на земле, - пишет Д.И.Хантинг, - это тот факт, что он является городом заветов. Иерусалим - город, с которым Сам Бог заключил завет, и поэтому он является специальным городом; он должен быть уважаем и считаться собственностью Бога, городом, с которым Он был связан и где Он оставил Свое имя".
Пророк Иезекииль (16:8, 14) красочно, поэтически, с большим набором метафор и с глубоким чувством любви рассказывает, как Бог пришел, чтобы обручиться с Иерусалимом в его ранние дни, и как Он любил этот город и щедро расточал Свое великолепие на него: "И проходил Я мимо тебя и увидел тебя, и вот это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя и покрыл наготу твою, и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею ... Украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива и достигла царственного величия. И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя".
Господь хотел, чтобы Иерусалим был светочем мира и сиял светом Божиим, и это сбудется в будущем. "Восстань, светись, Иерусалим!" означает: "Встань и дай нам увидеть тебя во всей твоей лучезарной славе. Ночь страданий уже позади. Для тебя занялся новый день, день, когда ты можешь встать из пыли и праха, где ты так долго пролежал брошенным и удрученным". На сегодня это еще пророчество. Но придет день, и Иерусалим воспрянет. Он станет лучезарным городом всего мира. Его сыновья и дочери вернутся из изгнания. Богатства народов потекут в Иерусалим, и храм украсится, как во дни Соломона, и станет славою на земле (Ис.6-:7, 13). Многие расхищали его богатства. Когда в 70 году римляне разграбили богатства Храма и выбросили их на имперский рынок, цена на золото в мире упала катастрофически. Бог вернет Иерусалиму намного больше.
А ныне Господь через Писание обращается к упавшему духом Сиону, как к покинутой жене, и обещает ему спасение и возрождение. Он заверяет, что любит Иерусалим и не оставил его. В славном и таинственном свете Он представляет будущее Сиона. Народы и цари увидят его торжество и новую славу. Иерусалим получит новое имя, которое наречет ему Сам Бог (Ис.62:4). "Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей и восстановлю с тобой вечный союз, и узнаешь, что Я - Господь ..., когда я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог".
Иерусалим сегодня является святым местом поклонения для трех монотеистических религий - иудаизма, ислама и христианства. Он вызывает интерес у всех людей мира. В Иерусалиме правил Царь Давид, в нем проповедовал Иисус Христос. Этот город воспет пророками и поэтами всех времен и народов, навеки запечатлен в Библии и в сердцах верующих людей.
Вот как воспел город Иерусалим наш христианский поэт. Этот образ будущего небесного Иерусалима взят от Иерусалима земного.
Иерусалим прекрасный
В уборе чистоты,
Облит зарею ясной,
Велик и дивен ты!
Ты молоком и медом
Обильно наделен
Ликующим народом
Ты громко оглашен...
О город, где не знают
Ни кладбищ, ни гробов,
Где пышно расцветают
Сады живых цветов.
То - город жизни вечной
Без бури и тревог.
В тебе приют сердечный
Для нас готовит Бог...
О вечный город мира!
Нет краше стен твоих:
Из грани, из сапфира,
Из камней дорогих.
Они огнем сияют
От Божиих очей
И ярко отражают
Восторг Его детей.
"Иерусалим всегда будет поэмой, которая никогда не устареет и не поблекнет; он останется навсегда, чтобы вдохновлять любовь в поколениях, которым еще предстоит родиться. Он очень особенный. Наши ноги могут ступать по камням, где ходил Давид. Мы можем молиться у Западной Стены. Можем ходить там, где ходили цари и завоеватели, солдаты и святые люди, грешники, в течение тысяч лет, век за веком.
Каждый район отличается друг от друга - тихие, изгибающиеся, без плана переулки; шумные рынки, наполненные красками и запахом пряностей Ближнего Востока; окруженные стенами дворики с небольшими мазками зелени. Такой древний и такой современный город, где люди работают и живут, где играют, делают покупки, управляют машинами, спорят и любят друг друга.
Что же представляет собой Иерусалим сегодня? Святые места, где шепчутся молитвы и даются благословения. Спокойные холмы с силуэтами елей на них. Кладбища для стариков и военные захоронения для молодых. Это парки, где смеются дети и малышей катают в колясках.
Я нахожу очень печальным, когда читаю в некрологах, что чье-то тело было привезено из-за границы для захоронения в Израиле. Почему же они не прибыли, пока были живы? Иерусалим для евреев всего мира, как девственная невеста, ожидающая своего возлюбленного, чтобы осуществить празднование каждой Пасхи. Любовные поэмы не должны быть только для возлюбленных. Они должны быть для всего, что вдохновляет и возносит и что наполняет наши жизни радостью. А это мой Иерусалим. Как мне выразить мою любовь к тебе, мой Иерусалим? У меня нет слов, только чувства, которые переполняют мои бессонные часы благодатью и радостью".
Давидова перепись и ее последствия
Сатана страшно ненавидел Иерусалим и строил против него козни. Он хорошо понимал, что этот город больше, чем новая столица, что у него, у города, великое будущее - в Тысячелетии. Удивительно, но это факт: Давид дал-таки повод этому врагу, который не преминул им воспользоваться и задумал руками Ангела Господня истребить город и самого Давида. Давид был мудр, духовен и предан Богу, но сатана сумел подобраться к нему и обольстить. Как же тонко и незаметно действует обольщение!
Читаем в Библии: "И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян" (1Пар.21:1). Царь дает распоряжение военачальнику Иоаву - и перепись пошла. Иоав, предчувствуя худые последствия, противился этому делу, но слово царя превозмогло.
И вот каков итог: "Неугодно было в очах Божиих это дело, и Он поразил Израиля" (!Пар.21:7). Давид не был уверен в своем грехе до тех пор, пока не началось поражение народа. Сердце его сильно вздрогнуло (2Цар.24:10): он начал прозревать и осознавать свою вину. А когда понял все, то проявил большое мужество, чтобы смириться и покаяться. "Весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно, - молится он (1Пар.21:8).
Дело обстояло настолько серьезно, что грех этот требовал возмоздия. К Давиду пришел пророк Гад и предложил ему выбрать одно их трех наказаний от Бога во искупление вины: три года голода, три месяца преследований неприятелями и три дня моровая язва. Все три наказания были очень тяжелы, но Давид предпочел лучше впасть в руки Божии, рассчитывая на Его великое милосердие, только бы не впасть в руки людей, безжалостность и жестокость которых он испытал в гонениях от Саула (1Пар.21:13).
Затем наступило леденящее душу отрезвление: "И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтоб истреблять его". Тогда умерло 70 тысяч человек (1Пар.21:14-15). Сатана добился своего: меч Господень был занесен над Иерусалимом, а ведь это была новая столица Израиля, то место, где Давид установил свою резиденцию, свое правительство и свой дом, и куда он перенес Ковчег Завета и устроил Скинию. И вот все это должно было в один миг рухнуть! Вот отчего сердце Давида вздрогнуло, затрепетало в страшном испуге. Как он тогда взмолился, как стал исповедоваться и заступать народ и свой любимый город!
Он "поднял глаза свои и увидел Ангела Господня, стоящего между небом и землею, с обнаженным в руке его мечом, простертым над Иерусалимом" (1Пар.21:15-16). А Ангел стоял тогда над гумном Орны иевусеянина. Это могло означать только одно: конец Давиду и его династии. Давид каялся и молился из последних сил: "Я согрешил, я сделал зло, а эти овцы что сделали? Боже мой! Да будет рука Твоя на мне и на доме отца моего, а не на народе Твоем, чтобы погубить его!" (1Пар.21:17). Это была очень смелая и жертвенная молитва, но она смогла предотвратить большое бедствие, чрезвычайно суровое наказание и кризис власти царствующей фамилии.
Из Библии мы знаем о том, кто так страстно желает заполучить то, что принадлежит Господу. Это враг, сатана, который знает намерения Божии, старается расстроить Слово Божие. Он особенно хотел заполучить место, принадлежавшее иевусеянину Орне, возможно, бывшему иевусейскому князю. И вот к этому-то человеку и его гумну Господь направляет царя Давида. Царь мог бы забрать этот участок даром, тем более, что Орна предлагает это сам, но Давид отказывается и приобретает это место за большие деньги. Теперь это место становится частью царского наследия.
На этом гумне Давид сооружает жертвенник Господу и возносит всесожжения и мирные жертвы. Бог увидел его глубочайшее сокрушение, внял его молитве и пожалел о бедствии. Он повелел Ангелу-истребителю: "Довольно! Теперь отпусти руку твою" (1Пар.21:15). Моровая язва, поражающая страну, прекратилась.
"И сказал Господь Ангелу: возврати меч твой в ножны его" (1Пар.21:27). Это говорится уже повторно.
Событие это и такая его концовка показывает, что Господь был удовлетворен поведением Давида, согласился с его запросом возложить всю ответственность, вину и наказание на него и его дом. Но Сам же Господь и подсказал, как получить прощение, принеся жертвы не в Гаваоне (официальной святыни Израиля), а тут же, на месте, в Иерусалиме, и именно там, где Ангел-губитель остановил свое истребление. Жертвы покрыли грех Давида, он и его дом были спасены, спасена и династия.
О гумне Орны, купленном Давидом, Рэй Хоукинс пишет следующее: "этот каменистый участок земли указом был предназначен для местонахождения Ковчега Завета. Свидетельство присутствия Божия будет храниться в этом превосходном месте. Оно будет постоянным напоминанием того, что Бог будет следить за делами города и что будет помнить о нуждах Своего народа. Именно здесь, на месте бывшего гумна Орны, Соломон исполнил желание своего отца Давида и построил великолепный Храм в честь Господа".
Иерусалим приобретает значение города спасения.
Храм Соломонов
Уникальность Иерусалима становится более очевидной по мере того, как Давид обдумывает все эти события. Несмотря на его грех и его молитву наказать его и дом его, спасение было достигнуто через алтарь всесожжения не в Гаваоне, а на алтаре, воздвигнутом на гумне Орны. Значение места спасения не избегло внимания Давида. Он был спасен, его семья была спасена, город Иерусалим был спасен. С того времени Иерусалим должен был стать городом, куда народ Израиля будет приходить, чтобы получить прощение за свои грехи. И тогда Давид заявил: "Вот дом Господа Бога, и вот жертвенник для всесожжений Израиля" (1Пар.22:1).
После этого Давид немедленно занялся тщательным приготовленинем для сооружения Храма, дома Господа Бога, так как он понял, что Иерусалим является местом спасения. Он всячески укрепил этот город и поручил своему сыну Соломону, преемнику престола построить Храм, дал ему подробные наставления, чертежи Храма и всех его построек, кладовых и сокровищниц, священнических и левитских отделений и призвал его быть твердым, мужественным и смело приступать к строительству. А князьям народа Давид завещал всячески поддерживать Соломона во всех его начинания. (1Пар.22).
Мы знаем из Библии, как Соломон построил и как освятил Храм (3Цар.5-8 гл.) и его было подтверждено: "И ныне Я избрал и освятил дом этот, чтобы имя Мое было там вовеки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни" (2Пар.7:16). В то время, и в первый раз в человеческой истории, город был предназначен для спасения, прежде всего для Израиля, а затем он был признан объявить это всему миру.
"В течение веков Иерусалим пережил завоевателей и застройщиков, которые пытались или разрушить, или облечь его в современный дизайн, - пишет М.Г. Оуррен. - Он пытался подняться до стандартов современных городов, но никогда не достиг своей былой славы. Иерусалим остался неуловимым и определенным, поскольку он уникален. Его уникальность простирается далеко за грандиозные планы человеческих устремлений. Без сомнения, божественные руки святости поддерживали этот город живым, чтобы он дождался своей окончательной награды. "Не умолкну радио Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его - как горящий светильник" (Ис.62:1) .
Строительство Храма было величайшим достижением царя Соломона, поэтому Храм и носил его имя. С этого времени Иерусалим стал любимейшим местом поклонения как местных евреев, так и паломников из разных стран. Поэтому Иисус и сказал самарянке у колодца: "Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев" (Ин.4:22).
Как видим, Сам Бог избрал Иерусалим не просто центром национальной и духовной жизни Израиля, но и центром спасения всех любящих Господа. Библия не устает повторять, что Иерусалим - тот город, который принадлежит Господу, "чтобы там пребывало имя Его" (2Пар.12:13). Иерусалим - "город великого Царя, Господа сил, Бога нашего" (Пс.47: 2, 9), город великих заветов. Его история еще не окончена. Еще придет день, когда этот город назовут "престолом Господа, и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего" (Иер.3:17), не будут вероломны.
Иерусалим - арена великого шторма и замешательства
Еврейский оригинал названия Иерусалима - Йерушалайим, что означает: город мира (покоя). Корень этого слова - шалом, т.е. мир. Прекрасное, многообещающее название. Однако до сих пор этот город является центром нечестивого соревнования. "Право Израиля на него горячо отрицается и намерение израильских властей заняться строительством в Иерусалиме становится причиной международного кризиса, - пишет еврейский обозреватель Кейт А. Макнотан. - Конечно, противоречия, касающиеся Иерусалима, могут быть поставлены в контексте с, казалось бы, неослабляющей враждебностью недругов Израиля. Что происходит там, особенно в Иерусалиме, является частью общей конфронтации между евреями и сообществом остальных народов мира. Сам факт, что Израиль на месте, что он существует как независимая Нация и отказывается исчезнуть, является непростительным оскорблением. Если оппозиция не базируется на предполагаемых личной выгоде и эгоизме, она базируется на слепой беспричинной ненависти. К этому можно добавить тот факт, что ООН - не что иное, как бесполезный форум для разжигания фанатичных, злобных, нездоровых и безответственных нападок на Израиль. Их действия - односторонни" .
Еврейские историки констатируют: этот город видел больше войн, чем какой-либо другой город в истории человечества. Библейские записи и прочие источники свидетельствуют о 37 захватах Иерусалима. Он менял хозяев 86 раз, многократно был оккупирован и разрушен, частично или полностью, но снова восставал из праха и пепла. Я не претендую на полноту и исчерпывающую картину приводимых сведений, но то, что они показательны и отражают факт яростного геноцида евреев, их секреты и их столицы, то несомненно и ни в коей мере не могут быть отрицаемы.
В 925 г. до н.э. Иерусалим был захвачен и разграблен фараоном Сусакимом (3Цар.14:25-26), а около 843 г. до н.э. - филистимлянами и рабами (2Пар.21:16-17).
Около 800 г. до н.э. городу угрожал сирийский царь Азаил (4Цар.12:17-18).
В 792 г. до н.э. израильский царь Иоас разрушил стену Иерусалима на 400 локтей (4Цар.14:13).
В 7-1 г. до н.э. город безуспешно осаждал Сеннахирим (4Цар.18-19).
В 648 г. до н.э. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2Пар.33:11).
В 609 г. до н.э. Иерусалим был захвачен фараоном Нехао (2Пар.36:3).
Дважды его захватывал Навуходоноссор - в 605 и 597 гг до н.э. (Дан.1:1-2; 4Цар.24:10; 2Пар.36:6, 10, 17), и наконец после двух лет осады окончательно разрушил его и сжег дотла (4Цар.25).
Через 70 лет город был отстроен возвратившимися во гласе с Зоровавелем евреями и укреплен при Ездре и Неемии.
Потом его взял Александр Македонский, а после его смерти - египетский царь Птоломей.
В 170 г. до н.э. Иерусалим разрушил Антиох Епифан, который снес городскую стену и поставил в Храме статую Юпитера.
Маккавеи отвоевали город.
Через сто лет он был взят римлянами под началом Помпея.
Ирод Великий отстроил и украсил город.
Вот что пишет еврейский автор И.Х. Хантинг: "Во время оккупации страны Римом, Иудея находилась в состоянии волнения, граничащего с бунтом против Рима, и в 67 г. н.э. римский генерал вернулся в Рим, стал императором, и его старшему сыну Титу была дана задача покончить с еврейским восстанием. Тит осадил Иерусалим, полностью отрезал город от внешних сношений, что вызвало страшные мучения в городе.
Последнее жертвоприношение было совершено в Храме 6 августа 70 г. н.э. и несколькими днями позже римские легиона прорвались сквозь защиту Иерусалима и безжалостно убили всех жителей. Храм был разрушен в годовщину его первого разрушения Вавилоном шестью столетиями раньше. Разрушение Иерусалима было полным и окончательным, - по крайней мере так считали римляне. Величественный Храм был разрушен до такой степени, что от него, как предсказал Мессия, "не осталось камня на камне; все будет разрушено" (Лук.21:6). Город был распахан и засыпан солью, что означало его полную ликвидацию. И чтобы увековечить памятник могуществу императорского Рима, Тит приказал оставить массивную стену нетронутой чтобы ее громадные камни были немым свидетелем грядущим поколениям" .
Страна чахла. Иерусалим был безлюдным в течение более ста лет, он был восстановлен римлянами в 175 г. н.э. и назван Элия Капитолина. Воздвигнутый Зевсу храм полностью обесчестил святое место. В зависимости от того, какое оккупационное правительство было в определенное время, еврейскому народу разрешалось вернуться в страну и в Иерусалим, или же они полностью изгонялись из города и страны. Постоянно меняющаяся история администрирования завоевателями оставила рубцы недоверия и скептицизма в нынешних еврейских общинах.
"Когда евреи возвращались в город, - пишет Мишел Маизель, - около центров-близнецов их надежд: у Западной Стены, которая была все, что осталось от работ Ирода, и у горы Елеонской, с которой Мессия придет в судный день. Периодически их изгоняли, но ко времени, когда крестоносцы захватили город в 1089 году, около тысячи человек жило там, и они укрылись в синагоге. Крестоносцы подожгли здание!
После падения правления крестоносцев столетием позже евреи опять вернулись жить в Иерусалим, но их судьба не была счастливой. Их подвергали ограничениям и преследованиям и под страхом смерти им было запрещено к нагорному Храму, где мусульманские правители установили свои собственные святыни" .
"Но где Элия Капитолина сегодня? Этот город исчез вместе с храмом Зевсу за исключением старинной арки или пары колонн. А нынешнее поколение свидетельствует о возрождении Израиля и возвращение Иерусалима как его столицы... После двух тысяч лет запустения и пренебрежения и двух тысяч лет преследования среди народом Господь восстановил народ в стране и город народу! Тит не понимал, как бессмертен будет памятник, который он оставил неразрушенным! Эти камни сегодня воистину являются исполнением библейских слов: "...рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют" (Пс.101:15). В расширенной Библии уточняется: "Рабы Твои получают печальное удовольствие в камнях его руин, и о прахе его жалеют" .
И.Хайтинг совместил два разрушения Иерусалима Римом - в 70 и в 135 гг н.э. Иерусалим был распахан и засеня солью в 135 году, когда римляне подавляли восстание Баркохты. Даже после такого абсолютного истребления и опустошения Иерусалим снова восстал и живет. Он остался неуязвимым и живучим навсегда. Тогда же, в 135 г., римляне превратили Иерусалим в колонию.
Одно за другим следовали ужасные столетия за столетиями, когда город находился под пятой иноземцев, которые доминировали и опустошали его. Памятник за памятником, дом за домом были превращены в развалины в попытке уничтожить все следы славного прошлого. За римским и византийским владычеством один за другим следовали завоеватели. Иерусалим был под персами, магометанами, арабами, египетскими фатимидами, турками, крестоносцами, снова турками (мамелюками), итальянцами при Наполеоне, египтянами, снова турками (оттоманскими), под английским мандатом, египтянами и т.д.
Еврейский автор Кейт А.Макнотан пишет: "Когда Иордания нелегально оккупировала Иудею, Самарию (Западный Берег) и Старый Город Иерусалима после окончания военных действий в 1949 году, ее правление в последующие 19 лет характеризовалось грубым вандализмом и осквернением. Тридцать четыре из тридцати пяти еврейских синагог были разрушены; сотни бесценных свитков Писания сожжены. Еврейские могилы на Елеонской горе были разграблены. Святые места использовались под стойла скота, под хранилища навоза или как отхожие места и каналы для стока нечистот. Надгробья были разбиты и использованы для стройки домов, дорог и отхожих мест.
И, однако, Израиль после 1967 года, когда город был возвращен ему, вернул мир и процветание для всех его жителей. Вернулась свобода прессы, образование, стало больше, чем раньше, служб здоровья и других служб. Это факт, который признал один из президентов США, что охрана Израилем святых мест любого вероисповедания является исключительной" .
Евреи, лишенные всего и рассеянные по всему миру, возжигали огонь посвящения Богу со словами: "Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалим во главе веселия моего" (Пс.136:5).
Врагам не удалось и никогда не удастся погубить Иерусалим! Все это доказывает, что этот город так прочно установлен Богом, что способен перенести любые вражеские вторжения и потрясения. Пророк Исаия (1:21,26) называет Иерусалим "верной столицей", т.е. настолько прочной, надежной и укрепленной Богом, что те, кто на нее посягнет, скорее падут сами, но не она. А потому Иерусалиму, если он уповает на Бога, нечего бояться, потому что Господь охраняет и бережет его.
Интересную и очень верную мысль об Иерусалиме высказывает Рэй Хоукинс: "От подпольной сути ООН до особняков послов Организации Объединенных Наций обсуждения и дебаты об Иерусалиме всегда были яростными. Совершенно определенно и во все увеличивающемся масштабе Иерусалим поднимает кровяной давление людей и народов без особого труда. Почему эта бывшая крепость давно забытой иевусейской нации заставляет кипеть политиков ХХ столетия? Совершенно очевидно, что это не из-за его положения. Ни одна из желанных рек не протекает мимо его порога. Нет там и стратегической гавани. Город не находится на жизненно важной дороге, которая, будь она захвачена неприятелем, могла бы задушить жизнь в другой стране.
Так почему же международный "желудок" зарабатывает язвы каждый раз, когда происходят небольшие "драки" в Иерусалиме? Можно ли найти ответ, заглянув за пределы земных сфер в сферы небесные? Чтобы это сделать, нам не нужен гигантский телескоп, а нужны только открытые страницы Книги, которая заявляет, что может объяснить этот феномен. Этой Книгой является Библия. Из ее страниц мы узнаем о том, кто так страстно желает того, что принадлежит Господу. Этот враг - сатана. Он знает намерения Всевышнего, касающиеся этой страны и этого города и их связи с Мессией, и он старается расстроить Слово Божие .
В настоящее время Иерусалим переживает критический час своей истории: на него ожесточенно претендуют палестинские арабы; они хотят свой флаг водрузить над Иерусалимом. До сих пор его раздирают политические конфликты, мировые лидеры говорят об интернационализации Иерусалима. А им следовало бы знать, что Иерусалим - это особый город, город Бога живого, и чтобы решать его статус, им следовало бы обратиться к Богу и советоваться с Ним относительно статуса. Или хотя бы обратиться к Слову Божию - Библии - и там поискать то, что Бог говорит об Иерусалиме. Иначе они навлекут на себя и на свои народы суд Божий. Но все эти противоборствующие лидеры, группы, блоки считают невозможным и трудным признать израильский суверенитет над городом. Иерусалим стад яблоком раздора, из-за него спорят, за него воюют и особенно притязают на него палестинские арабы. Они не знают, что ищут беду на свою голову, потому что Библия возвещает об Иерусалиме очень строгое пророчество на конец дней, перед Вторым Пришествием Христа: "Вот, Я сделаю Иерусалим, - говорит Господь, - чашею исступления для всех окрестных народов... Сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли" (Зах.12:2-3).
Казалось бы, какое дело всем народам земли до Иерусалима? У каждого народа своя столица, свой город, свои проблемы, - занимайся ими! Что нужно народам земли от Иерусалима?! Но Ближний Восток, где в центре Иерусалим, притягивает, как магнит, все остальные страны мира. Не то ли повторяется, что было во дни Давида: "И восстал сатана на Израиля..." (1Пар.21:1)? Сатана возбуждает народы выступать против Иерусалима и против Израиля. Он возбудит и дух антихриста против этого Святого Города и против избранного Богом народа. Антихрист захочет водрузить свой флаг над Иерусалимом. И не только флаг. Он дерзнет поставить свою статую, мерзость запустения, на крыле Иерусалимского Храма, а сам войдет в Храм и объявить себя богом (2Фес.2:4). На короткий миг ему удастся этот обман: евреи примут его за Мессию и поклонятся ему.
Иерусалим - источник надежды и радости
Спор о том, чья столица Иерусалим, для израильтян и евреев всего мира, да и для всех христиан земли, является бессмысленным. Он был, есть и остается навечно городом Бога, столицей царя Давида и всех пророков Библии, целью их молитв, их ожиданиями и мечтами, когда евреи были в изгнании.
"Об Иерусалиме в Ветхом Завете упоминается не менее 656 раз, - пишет Маррай Диксон из Новой Зеландии. - Иерусалим является центром иудейской веры, точкой соприкосновения с Богом. Еврейское благосостояние и благосостояние Иерусалима взаимно связаны. Они счастливы, как женатые партнеры в Божественном плане. "Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тоблю сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой" (Ис.62:5).
Соломон видел красоту своих возлюбленных, отраженных в городе: "Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим" (Пес.Пес.6:4). И в самом деле, красота Иерусалима звучит через все Писание: "Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли - гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя" "(Пс.47:2-3).
Из Иерусалима истекает благословение. "Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей" "Пс.128:5) ...
Уникальность объятия иудаизмом Иерусалима не сравнима ни с какой другой верой. Важно не то, что происходит в Иерусалиме, а важен сам Иерусалим. Глаза евреев всегда были прикованы к Иерусалиму, и сегодня это символ их нации" .
То, чем является земной Иерусалим для еврейского народа в прошлом, настоящем и будущем, есть фильтр, тест, лакмус, с помощью которого можно определить ценность любого пророческого слова Писания. То есть высокое отношение евреев к Иерусалиму есть показатель Божественного происхождения этого народа и Божественного предназначения самого Иерусалима. Хотя и существует склонность и любовь к Иерусалиму во многих нееврейских сердцах, это не может идти ни в какое сравнение с тем, что испытывает еврей к Иерусалиму. Если бы не было Библии - не было бы и Иерусалима, по крайней мере, Иерусалима, описанного в Библии. Так считают сами евреи. В Иерусалиме организован Центр по распространению Библий, девизом которого избран текст из пророка Исаии 2:3: "Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима". Этот Иерусалимский Центр раздает иммигрантам из России Библии на двух языках - иврите и русском.
Иерусалим стал городом спасения со дней Давида. Но прежде всего он предназначен для спасения сынов Израилевых, а затем уже и для всех народов земли. Вспомним, когда Иисус, Мессия Израиля, пришел на Землю, Он говорил: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.15:24). Он приходил на Землю прежде всего помиловать и спасти иудеев. Он и учеников Своих посылал с этой миссией, и напутствуя их, говорил: "На путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите, а идите наиболее к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.10:5-6). И Мессией Он был прежде всего еврейского народа, а потом уже и всех людей на Земле.
У Господа особое отношение к Израилю, и мы должны это понимать и учитывать, чтобы не поддаться наущению от диавола. А диавол по-прежнему продолжает ненавидеть этот народ и все с такой же страшной яростью стоит против него, как он стоял с древних времен, истребляя евреев и их столицу.
Иерусалим ожидают еще очень большие потрясения. На его улицах еще будут работать два великих пророка последнего времени, провозглашая Евангелия Иисуса Христа. Там будут звучать их могучие, неустрашимые голоса, и никто не сможет воспротивиться им. И все же: там они будут убиты, и тела их будут лежать на улицах Иерусалима 3,5 дня на обозрение всех народов Земли. Затем силой Божией, в час восхищения Церкви, они будут воскрешены, подняты на облака и войдут в небо, и великий страх нападет на тех, кто будет зрителем этого феноменального события (Отк.11:3-12). А город Иерусалим тряхнет такое страшное и великое землетрясение, что его десятая часть разрушится, и под обломками погибнет семь тысяч имен человеческих. Прочие переживут шок, и объятые страхом и ужасом, воздадут славу Богу Небесному. Только сильнейшие потрясения могут заставить вздрогнуть очерствевшие человеческие сердца и вспомнить о Боге, спасающем грешников.
И все же труд двух пророков, помазанных могучей силой Духа Святого, которым будет дана такая же власть, как Моисею и Илии, не пропадет даром. Как некогда Давид в судах, рассказанных в книге 1Пар.21:1-30, понял, что спасение Израиля связано с окончательной славой Иерусалима, так это поймут и израильтяне. Пророк Софония (3:14-15) торжествующе возвещает об этом: "Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, Царь Израилев, посреди тебя: уже более увидишь зла". Это будущее Иерусалима.
И как Давид во время своих переживаний глубоко смирил себя в Иерусалиме пред Богом, и Бог помиловал его и город Иерусалим, так народ Израиля в период великой скорби в конце дней смирит себя, и Бог помилует его. Пророк Захария (12:10-14) возвещает: "А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце".
И как Давид был прощен и очищен, так будет прощен и очищен Израиль. "В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты" (Зах.13:1). "И придет Искупитель Сиона и сыов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь" (Ис.59:20).
Сам Господь ополчится за Иерусалим и за жителей его. "И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (Зах.12:6-9). "И будет стоять Иерусалим безопасно" (Зах.14:11). "И имя городу с того дня будет: Господь там!" (Иез.48:35).
Слово Божие настойчиво повелевает нам: "Просите мира Иерусалиму", за чем следует: "да благоденствуют любящие тебя" (Пс.121:6). Если мы будем просить мира Иерусалиму, к нам придет благоденствие от Бога. Поэтому будем молить Господа, чтобы Он Сам защитил Иерусалим от всех посягательств и напастей диавола через язычников и поскорее исполнил пророчества древних пророков о его славном будущем, ибо в этом спасение и всех народов земли. Судьбы многих народов в конце дней зависят от их отношения к Израилю и к городу Иерусалиму. А наша судьба во многом зависит от того, насколько мы стремимся в небесный и святой город Иерусалим. И да поможем нам Бог достичь его жемчужных ворот!