ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
После подавления восстания Бар-Кохбы Адриан приступил к реализации своих планов относительно Иерусалима, послуживших в свое время одной из причин восстания. Город был превращен в римскую колонию Элия Капитолина, которую населяли чужеземцы. В соответствии с римским обычаем она была названа "Элия" в честь своего основателя, императора Адриана, чьим фамильным именем было Элий. Название Капитолина происходит от Капитолийского холма в Риме, который служил местом отправления культа Юпитера (поэтому к имени Юпитера прибавлялось название "Капитолийский"). Элия, языческое название города, продолжало использоваться и в христианскую эпоху, до того, как под влиянием священного писания вновь начали употреблять слово "Иерусалим". Языческое имя города свидетельствует, на первый взгляд, о том, что в нем отправлялся культ Юпитера Капитолийского. Историк Кассий Дион даже отмечает, что намерение Адриана построить святилище Юпитера на Храмовой горе было одной из непосредственных причин мятежа Бар-Кохбы. Вместе с тем, отсутствуют какие-либо свидетельства о том, что такое святилище было в действительности создано. Вообще, неясно, где именно происходило отправление культа Юпитера в Иерусалиме.
Отсутствие достоверных и полных источников информации является основной проблемой, с которой сталкиваются исследователи при изучении истории города в описываемый период. Языческие писатели и хронисты того времени не интересовались происходившим в Иерусалиме, а еврейские авторы обходили данный период молчанием. Христиане, напротив, оставили целый ряд описаний города и его жизни той эпохи, однако эти описания итмеют отрывочный и неглубокий характер, и во многих случаях являются частью пространных теологических и философских дискуссий, затемняющих подлинную картину происходившего в городе. Однако из них все же можно извлечь некоторые сведения, которые, вместе с данными археологических исследований, позволяют воссоздать историю Иерусалима той далекой эпохи.
Запрет на поселение евреев в городе
Источники сведений о данной эпохе однозначно указывают на то, что евреям было категорически запрещено селиться в Иерусалиме. Для иллюстрации данного вопроса Евсевий приводит слова Аристотеля Пехальского, христианского историка описываемой эпохи:
Запрещено было с тех пор этой расе приходить и в окрестности Иерусалима, по приказу Адриана, который постановил так, чтобы они не могли видеть владения их предков даже издали.
Евсевий, "Церковная история", 4:6:3.
Евсевий, 260-340, был епископом Цезарей с 315 года. Благодаря его необычайной учености он считается одним из отцов церкви. Евсевий оставил многочисленные сочинения в области теологии, истории, географии, а также комментарии к Библии. Его произведения являются важным источником информации об истории Палестины в описываемую эпоху. Наиболее значительные книги Евсевия:
-"Хроникой" - историческое сочинение, первая часть которого содержит изложение всемирной истории в соответствии с историей различных народов. Вторая часть книги представляет собой сводную таблицу истории народов по годам, которая приведена в параллельных столбцах. Данное сочинение не сохранилось в подлиннике. До наших дней оно дошло в латинском и армянском переводах.
-"Церковная история" - сочинение, посвященное истории христианства со времени его возникновения и до его провозглашения государственной религией Константином I. Данное сочинение служит важным источником сведений по истории Иерусалима во II-IV веках. в.
-"О палестинских мучениках" - рассказ о гонениях на христиан во времена императора Диоклетиана и его наследников в 303-311гг.
-"Жизнеописание Константина" - полная восхвалений биография императора Константина. Среди важнейших теологических сочинений Евсевия можно отметить книги "Евангелическая подготовка" и "Евангелическое доказательство". В первой из них он разъясняет основания христианства и представляет иудаизм как подготовительный этап христианства. Второе сочинение содержит суровую критику в адрес иудаизма, представители которого не поняли, что ветхозаветное явление Б-га является лишь прологом к божественному откровению, содержащемуся в Новом Завете.
Важным источником сведений по географии Страны Израиля IV века является его сочинение "Ономастикой", "Книга о названиях мест в Священном Писании".
Рассказ о горькой участи евреев имел свое назначение. Он был призван заново подтвердить тот факт, что евреи сами несут ответственность за свою тяжелую судьбу, которая является наказанием за их отказ признать Иисуса Христа мессией. Особенно часто использовали данный аргумент авторы христианских апологий, которые вели полемические дискуссии с их еврейскими и языческими оппонентами. Юстин, называемый "свидетелем веры" - мартиром, "мучеником", утверждает в своем сочинении "Диалог с евреем Трифоном", что обрезание превратилось у евреев из свидетельства богоизбранности в позорное клеймо:
Чтобы вы отличались от всех других народов, и в одиночку несли бремя заслуженных вами страданий, и чтобы земли ваши были в запустении, а ваши города - пищей огню, и чтобы плоды земли вашей ели ваши враги у вас на глазах, и никто из вашего племени не мог взойти в Иерусалим.
Юстин, "Диалог с евреем Трифоном", 16.
Несмотря на запрет поселиться в Иерусалиме целый ряд еврейских источников второго и третьего веков указывает на продолжение еврейского паломничества в город, а также на существование в нем еврейской общины - "святая община в Иерусалиме". Сам факт наложения этого запрета не вызывает сомнения. Информация о нем содержится в христианских источниках. Данный запрет причинил определенные неудобства также и христианской общине Иерусалима: епископы из числа обрезанных христиан, которых было непросто отличить от евреев, вынуждены были уступить свои посты необрезанным кандидатам.
Складывается впечатление, что римские власти не проявили особого рвения в насаждении запрета Адриана. Два свидетельства четвертого века, упоминают о наличии семи синагог на горе Сион. Лишь одна из них продолжала действовать до правления Константина в начале четвертого века. Имеется ли какая-либо связь между ними и "святой общиной в Иерусалиме"? Нелегко дать положительный ответ на этот вопрос, однако подобное предположение небезосновательно.
Зарождение христианской общины в Иерусалиме
Подавление восстания Бар-Кохбы являлось, по мнению Евсевия, поворотной точкой истории христианской общины города. Запрет на проживание в городе евреев, и в их числе обрезанных христиан, привел к созданию в Иерусалиме христианской общины, полностью состоявшей из людей нееврейского происхождения.
С тех пор, как впервые возникла там церковь неевреев, их возглавил епископ из неевреев, а до этого все епископы были из обрезанных.
Евсевий, "Церковная история", 4:6:4.
Так окончательно разрешилась одна из проблем, с которой столкнулась зарождавшаяся христианская церковь. Речь идет о противоречии между христианами еврейского происхождения, которых еврейская традиция именует "минами"' - еретиками, принадлежавшими к "церкви обрезанных", и христианами нееврейского происхождения. "Евреи-христиане", чьим центром после разрушения Храма стала гора Сион, верили в Иисуса Христа и его мессианскую роль, вместе с тем онипродолжали соблюдать основные заповеди еврейской религии, такие, как обрезание, кашрут и воздержание от работы в субботу. Их главой был Иаков, брат Иисуса Христа, который считался первым епископом Иерусалима. Их оппонентами являлись ученики и последователи апостола Павла, "Савла" - Шаула. Они полностью отказались от каких-либо связей с иудаизмом и исповедовали эллинистическую и универсальную форму христианства, знакомую нам сегодня.
По мере распространения христианства в Римской империи, влияние "церкви неевреев" неуклонно росло, однако лишь после событий, потрясших Иерусалим в 135 году, борьба между двумя данными ветвями христианства была окончательно решена в пользу "неевреев". Возможно, что наличие двух фракций среди Иерусалимских христиан являлось причиной того, что несмотря на огромную роль, которую играл город в зарождении этой религии, лишь на относительно позднем этапе Иерусалим превратился в важный церковный центр. Однако были тому и другие причины.
Вначале распространение христианства затрагивало в первую очередь городские центры Римской империи, которые выполняли важные административные функции. Естественным образом новая религия восприняла формы и методы организации и управления, которые существовали у римлян. Так, епископы, носители религиозных и организационных полномочий новой церкви, возглавляли христианские общины городов. Чем больше было значение города в римской имперской иерархии, тем более обширными полномочиями обладал местный церковный руководитель. В связи с этим, самым влиятельным из епископов той или иной провинции был епископ ее главного города, митрополит, которому подчинялись другие епископы данной провинции. Поэтому не приходится удивляться, что не Иерусалим, а столица провинции - Цезарея, стала главным христианским центром Палестины. В ней располагалась резиденция митрополита, которому подчинялся епископ Иерусалима.
Несмотря на довольно незначительное положение Иерусалима в церковной иерархии, город пользовался особой популярностью среди христиан. Евсевий сознавал, что христианская община Иерусалима находится на особом положении. В своих сочинениях "Церковная история" и "Хроникой" он подробно излагает историю епископов города, начиная с брата Иисуса, Иакова, и заканчивая концом третьего века. Причину подобного особого отношения можно видеть в многочисленных преданиях, связывавших город с рождением и распространением христианства. С этими преданиями была также связана традиция христианского паломничества в Иерусалим. Многие христиане хотели своими глазами увидеть место действия евангельских рассказов, а некоторые из них даже селились вблизи этих священных для них мест. Все это способствовало росту престижа Иерусалима.
До эпохи первого христианского императора Константина, 306-337 гг., история паломничества имеет неясный характер. Существуют немногочисленные свидетельства этого явления, на основании которых не представляется возможным сделать какие-либо выводы о его размерах.
Ориген Александрийский, 185-254гг., один из крупнейших христианских ученых третьего века, писал о себе, что он отправился "по следам Иисуса, его учеников и пророков". Ориген и подобные ему люди совершали паломничество в Иерусалим исходя, в основном, из академических интересов. Информация, собранная ими при посещении святых мест, использовалась для исторического обоснования их комментариев к книгам Священного Писания.
В последующем поколении мы узнаем о паломнике по имени Александр Исповедник, который отправился в Иерусалим после того, как достиг значительного положения в церковной иерархии, будучи епископом в Кападоккии. Впоследствии он исполнял обязанности епископа Иерусалима совместно с престарелым и больным епископом Наркисом, а после его смерти унаследовал этот пост. По свидетельству Евсевия, Александр отправился в Иерусалим после того, как получил во сне повеление посетить этот город. Таким образом, основания для паломничества у Александра иные, чем у Оригена. В данном случае речь идет о сильном эмоциональном порыве, а не о научном интересе.
Возможно, что христианские паломники находились под влиянием традиции паломничества в Иерусалим, присутствующей в Ветхом Завете, а также традиций паломничества, бытовавших среди язычников. У греков были весьма популярны поездки в центры культа различных богов.
Хотя мы и не обладаем информацией о числе паломников на протяжении третьего века, все же из сочинения Евсевия "Евангелическое доказательство" следует, что Иерусалим был важным центром паломничества уже в первой четверти четвертого века, то есть еще до того, как Палестина перешла под власть Константина.
Можно видеть, как эти слова, см.: пророчество Захарии, гл. 14, Книга Захарии, полностью осуществились уже в наши дни, когда верящие в Иисуса собираются со всех концов земли, но не как раньше, для того, чтобы исполнить заповедь о проведении праздника в Иерусалиме, и не для того, чтобы преклонить колени в Храме, который стоял когда-то в Иерусалиме; а с тем, чтобы пребывать в нем после осуществления пророчества о запустении Иерусалима, и чтобы поклониться Господу на Масличной горе около Иерусалима, на которую перешла Б-жья слава после того, как оставила древний город. И, действительно, как сказано в известной истории, стоял Господь Спаситель, появившийся во плоти и в крови, на Масличной горе, напротив пещеры, которая есть там и сегодня, и молился... и вознесся оттуда на небеса.
Евсевий, "Евангелическое доказательство", 6:18.
Масличная гора, как и Гора Сион, превратилась в важный центр христианского культа. Обе эти горы находились вне пределов языческого города Элия Капитолина. Доступ к многочисленным священным для христиан местам внутри городской черты был закрыт для них. Поэтому не приходится удивляться, что письменные источники не содержат сведений о происходившем в Иерусалиме в указанный период. Для изложения материала последующего раздела мы вынуждены воспользоваться поздним по времени и противоречивым по содержанию сочинением.
Облик города Элия Капиголина
Описание римского города, который император Адриан основал на развалинах Иерусалима, приводится в византийской хронике начала седьмого века:
После того, как он разрушил еврейский храм, он основал в городе две демосии, общественные бани, театр, трикамерон, здание с тремя арками, тетраниифеон, храм богинь природы - нимф, додекапилон, двенадцать ворот, который также назывался анабатемоем, подмостки, и кодру, возможно, от искаж. Греч. "четырехугольник". Город он разделил на семь кварталов и назначил простолюдинов начальниками этих кварталов. Каждому начальнику был вверен один квартал. До сего дня носят эти кварталы имена начальников, назначенных им. Городу он дал свое имя, назвав его Элия, так как звали его Элий Адриан.
Пасхальная хроника, стр. 613.
Данное описание не содержит полной информации о городе. Что же касается приведенных здесь сведений, то и они недостаточного ясны. Для дополнения картины необходимо воспользоваться данными раскопок и случайными сведениями о городе, содержащимися в различных источниках. Наши знания о планировке римских городов помогут воссозданию более целостной картины облика Элии Капитолины.
Римский город обычно представлял собой четырехугольный участок земли, который пересекали улицы вдоль и поперек. Улица, тянувшаяся с севера на юг, называлась "кардо максимус", а улица, проходившая с востока на запад называлась "декуманус максимус". Две подобные главные улицы пресекались в центре четырехугольника. Каждая из улиц, параллельных "декуманус максимус", называлась "декуманус". Каждая из улиц, параллельных "кардо максимус", называлась "кардо". Поблизости от места пересечения двух главных улиц располагался форум - рыночная площадь, которая являлась центром общественной жизни города.
Подобная идеальная модель лишь в редких случаях воплощалась на практике, однако ее общие принципы сохранялись и в таких трудных с топографический точки зрения местах как Иерусалим. Подтверждением тому служит мозаичная карта "Мейдва", изображающая улицы Иерусалима. По счастью, значительная часть древней сети улиц города может быть восстановлена посредством сравнения сегодняшнего расположения улиц Старого города с данными карты "Мевдва".
Доказано, что "кардо максимус", пересекавшее город с севера на юг, начиналось от большой площади вблизи Шхемских ворот, и продолжалось по линии сегодняшних улиц Бейт а-Бад, Ха-Бад и Ха-Егудим. Другое важное "кардо" также брало свое начало вблизи этой площади, однако, вследствие условий местности, не было строго параллельно "кардо максимус", а шло вдоль сегодняшней улицы Ха-Гай. В центре площади, дававшей начало двум данным улицам, помещался столб, хорошо заметный на карте "Мейдва". О его наличии свидетельствует и современное арабское название Шхемских ворот - "Баб эль-Амуд" - "Ворота столба".
"Декуманус максимус", который тянулся с запада на восток, начинался вблизи сегодняшних Яффских ворот Старого города, проходил приблизительно по ходу современных улиц Давид и Шальшелет и заканчивался у входа на Храмовую гору. Другая значительная улица Элии Капитолины проходила, во всяком случае частично, вдоль современных улиц Арайот и Виа-Долороза.
Что же представляли собой строения, о которых повествует данная византийская хроника, и где именно они располагались с учетом планировки города, о которой рассказано выше? Мы постараемся ответить на эти вопросы относительно каждого из них в отдельности, хотя все время следует иметь в виду, что наши знания о них носят весьма ограниченный характер.
Общественные бани. Прежде всего необходимо принять во внимание, что общественные бани были неотъемлемым элементом римского города. Местоположение основанных Адрианом бань неизвестно, однако следы такой бани были обнаружены при раскопках западной стены Храма, которые проводились под руководством Б. Мазара. Некоторые из кирпичей пола данного сооружения носят клеймо десятого легиона. Эта находка позволяет предположить, что обнаруженная баня являлась одной из двух построенных Адрианом бань.
Трикамерон. Данное строение, которое в соответствии с его названием, содержало три свода, или три арки, по-прежнему остается загадкой для исследователей истории Иерусалима. На первый взгляд, складывается впечатление, что речь здесь идет о храме трех богов - по одной арке на каждого бога. Такими тремя капитолийскими богами являлись Юпитер, Юнона и Минерва. В связи с этим некоторые исследователи отождествляет трикамерон с языческим храмом, который был возведен севернее форума, на том месте, где ныне находится церковь Гроба Господня. Известно также, что в храме, на месте которого была впоследствии построена церковь Гроба Господня, отправляли культ Афродиты. Поэтому не исключено, что часть храма трех богов была посвящена также и Афродите.
Тетранимфеон. Этот нимфеон, храм нимф, характеризовался, исходя из приставки "тетра"' в его названии, четырехкратным повторением какого-либо из его элементов. Его местоположение можно определить на основании сведений, содержащихся в игинерарии путешественника из города Бордо около 333 г. В нем сообщается, что вблизи Силоамского водоема располагалось строение с четырьмя фасадами. Возможно, что оно и являлось тетранимфеоном Адриана.
Додекапилон или анабатемой. По-видимому, речь здесь идет о системе лестниц, что следует из названия "анабатемои". После того, как Адриан украсил ее двенадцатью воротами, она сменила свое название на "додекапилон". Некоторые исследователи выдвинули предположение, в соответствии с которым данная система лестниц соединяла центр города с Силоамским водоемом и тетранимфеоном, который находился поблизости от него, однако на сегодняшний день оно остается лишь гипотезой.
Кодра или квадра. Эта четырехугольная площадь скорее всего является площадью Храмовой горы. Вместе с тем, данное отождествление связано с определенными трудностями. Мы не обладаем достоверной информацией о том, располагались ли на ней какие-либо строения. "Путешественник из Бордо", которого мы упоминали выше, сообщает лишь о двух статуях Адриана, которые стояли на данном месте в 333 году. Однако, несмотря на его слова, более вероятно, что лишь одна из данных статуй была статуей императора Адриана. Эта конная статуя римского властителя все еще находилась на том же месте во второй половине четвертого века, во время посещения города Иеронимом.
Иероним, 342-ок. 420гг. - один из "отцов церкви" и крупнейший христианский ученый. Он посетил Палестину дважды (в 373 и 385 годах), а в 386 году поселился в Вифлееме, Бейт-Лехеме, и до конца жизни был настоятелем одного из монастырей города. Иероним перевел на латинский язык некоторые сочинения Евсевия: "Хроникой", в который он внес ряд собственных дополнений, и "Ономастикой", также с комментариями и дополнениями. Они имели большое значение для изучения истории и географии Палестины того времени. Важнейшим литературным предприятием Иеронима был перевод Священного Писания на разговорный латинский язык ("Ветхий Завет" с иврита, а "Новый Завет" с греческого языка). Этот перевод получил название "вульгага", то есть язык, которым пользуются люди в повседневной жизни. Перевод Иеронима является каноническим текстом Священного Писания, который принят католической церковью. Иероним также написал комментарии к Библии. В этих сочинениях нашли выражение и взгляды еврейских комментаторов, которые были среди учителей Иеронима. В частности, он принял у них традицию определения географического положения мест, упоминаемых в Библии. Иероним также принял участие в теологической полемике, которая была распространена среди христиан в данный период.
Иероним также оставил довольно неясное упоминание о статуе бога, которая находилась там. Это является единственным свидетельством о того, что на Храмовой горе совершались языческие богослужения. Таким образом, возможно, что культ отправлялся на Храмовой горе на открытом месте без строительства там языческого храма.
О расположении статуи на этом месте свидетельствует перевернутая надпись на одной из плит стены Храмовой горы недалеко от "Двойных ворот". Данная надпись была, по-видимому, высечена на основании статуи. В ней упоминается один из наследников Адриана, император Антонин Пий, 138-161гг.
Исследователи, которые утверждают, что на Храмовой горе все же был возведен храм Юпитера, опираются на нумизматические свидетельства. На монетах, которые чеканились в городе во времена Адриана, присутствует схематическое изображение храма с расположенными в нем статуями Юпитера, Юноны и Минервы. Следует принять во внимание, что данные монеты были выпущены единожды в период царствования Адриана. Точная дата их выпуска неясна. Ряд нумизматов не поддерживают точку зрения, в соответствии с которой изображения на монетах свидетельствуют о завершении строительства и освящении храма Юпитера на Храмовой горе. Таким образом мы не располагаем достаточной информацией для того, чтобы окончательно разрешить проблему места отправления культа Юпитера в Иерусалиме.
Особый интерес вызывает изображение дикой свиньи на монетах Антонина Пия. По свидетельству Иеронима, рельеф с изображением дикой свиньи находился "на воротах, ведущих в Вифлеем". Не совсем ясно, о каких именно воротах идет здесь речь, однако не вызывает сомнения, что город оставался неукрепленным вплоть до конца третьего века. С другой стороны, дикая свинья являлась символом десятого легиона, который располагался в городе (остатки его лагеря были обнаружены на юго-западе, в районе сегодняшнего Армянского квартала Старого города).
Нумизматические свидетельства проливают дополнительный свет на облик языческого города. Выясняется, что основным объектом культа в городе была богиня, изображаемая внутри храма. Ее голову венчает корона в виде городской стены, так было принято изображать богиню удачи и защитницу города. В одной руке она держит небольшую фигурку, в другой - скипетр. Вероятно, что христиане отождествляли эту богиню с Венерой, Афродитой. Некоторые также связывают ее с ханаанской богиней Астартой. Монеты свидетельствуют и о целом ряде других богов, культ которых исповедовали в городе.
Вызывает удивление, что среди христианских священных мест, о расположении которых в пределах города было известно уже во втором и третьем веках, отсутствует место казни и захоронения Иисуса Христа. При этом христиане указывали, например, на красноватые мраморные плиты на площади Храмовой горы, которые были пропитаны, по их мнению, кровью Захарии, упоминаемом в Евангелии от Матфея (23:25).
Другое предание рассказывает о казни брата Иисуса Иакова, который был сброшен вниз со стены Храма, с угла Офеля, и побит камнями. В соответствии с этим преданием, он был захоронен на месте своей гибели, то есть недалеко от стены Храма, но за пределами города. Также было известно местонахождение "пруда Бетезда" (бейт Хесда), насчет месторасположения которого невозможно было ошибиться.
Вот и все, что известно нам об Элии Капитолине, типичной языческой колонии,
одной из многих подобных ей в Римской империи. После поражения восстания Бар-Кохбы
в ней не было евреев, а с точки зрения римлян она являлась второстепенным по
значению поселением в провинции Палестина, и если бы не интерес, который проявляли
к ней христиане, до нас вообще не дошли бы какие-либо исторические сведения
об этом городе.