ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
Во время продолжавшейся осады Иерусалима легионы римского полководца Помпея подошли к границам Сирии. Один из командиров авангарда Помпея по имени Скавр прибыл в Дамаск. Там он узнал о конфликте между братьями Хасмонеями в Иудее и принял решение немедленно вмешаться в происходящие события. Он встретился с представителями сторон и принял решение в пользу Аристобула, после чего приказал немедленно снять осаду Иерусалима. Однако данное решение не носило окончательного характера: лишь сам Помпей был уполномочен определить позицию Рима в данном вопросе. Весной 64 года до н.э. братья были приняты Помпеем. Помимо этого к полководцу также прибыла делегация "народа Иудеи", которая, по утверждению Иосифа Флавия, просила вообще отменить власть династии Хасмонеев в Иудее. Антипатр, выступавший от имени Гиркана перед Помпеем, выдвинул серьезные обвинения против Аристобула. Он представил последнего заклятым врагом эллинистических городов, которые римляне поддерживали, и обвинил его в том, что он занимается морским разбоем у побережья Страны Израиля. Напомним, что именно Помпей был уполномочен римским сенатом положить конец пиратству в Восточном Средиземноморье. Помпей не выразил свою точку зрения, а приказал противоборствующим сторонам воздержаться от враждебных действий до принятия им решения. Аристобул же нарушил это распоряжение, самовольно оставил римский лагерь и даже возобновил военную кампанию.
Осада Иерусалима Помпеем
Аристобул предпринял еще несколько попыток договориться с римским полководцем в надежде, что последний передаст ему власть над Иудеей. Но они не увенчались успехом, и он отступил в Иерусалим, приняв решение бороться за престол. Вскоре Помпей прибыл в Иерихон. Аристобул изменил свое решение и обратился к Помпею с просьбой прекратить войну против него. Он пообещал полностью повиноваться римскому военачальнику, уплатить ему значительную сумму денег и передать ему Иерусалим. Помпей согласился и направил своего помощника Габиния за деньгами. Приближенные Аристобула закрыли городские ворота и отказались пропустить посланника Помпея в город. Узнав об этом, Помпей приказал арестовать Аристобула, подошел к Иерусалиму и осадил его. Осада продолжалась около трех месяцев, 63 г. до н.э.:
Внутри города тем временем происходил спор партий, не соглашавшихся между собой относительно дальнейшего образа действий: одним казалось лучше всего отдать город Помпею, другие же, именно приверженцы Аристобула, советовали запереться в городе и воевать, так как Аристобула держат под стражей. Затем последние упредили первых, заняли храм и уничтожили мост, который ведет от него к городу; они решились вполне выдержать осаду. Прочие жители впустили (римское) войско и передали Помпею город и царский дворец.
Тогда Помпей послал своего военачальника Пизона с войском для занятия города и дворца и для того, чтобы укреплять дома вблизи и около храма. Сперва он еще предложил заключившимся в храме мирные переговоры, когда же те не приняли его предложения, он окружил стеной все окрестности храма, причем Гиркан охотно помогал ему во всем. Помпей между тем на заре расположился лагерем вблизи северной части святилища там, где его легче всего можно было бы взять. Впрочем, и здесь воздымались огромные башни и был проведен ров по ту сторону глубокого ущелья. Сторона, направленная к городу, представляла из себя крутой обрыв, после того как был разрушен мост, около которого расположился Помпей, и вал ежедневно подвигался вперед, причем римлянам приходилось вырубать окрестные леса. После того, как вал достиг достаточной вышины, и глубокий ров был более или менее засыпан, Помпей придвинул привезенные из Тира осадные орудия и снаряды, и, поместив их (на валу), стал осыпать святилище градом камней. Если бы закон наш не повелевал нам не работать по субботним дням, то вал не достиг бы своей вышины, потому что этому воспрепятствовали бы осажденные; дело в том, что закон разрешает отражать наступление и нападение, но не позволяет препятствовать какому-либо другому предприятию неприятелей.
Когда римляне заметили это, то они по субботам перестали обстреливать иудеев или вступать с ними в бой, но занимались насыпанием валов и сооружением башен, либо придвигали осадные орудия, чтобы на следующий день иметь их под рукой в полной исправности. В сколь высокой мере у нас развито богопочитание и соблюдение законов, видно из того, что священнослужителей не удерживал от отправления своих обязанностей страх перед осадой, но что они ежедневно, дважды, рано утром и около девятого часа, приносили свои жертвы на алтаре и не прекращали этих своих жертвоприношений даже в тех случаях, когда в деле защиты храма иудеи терпели какую-нибудь неудачу. Так, например, когда город был взят в день поста третьего месяца в сто семьдесят девятую олимпиаду, в консульство Гая Антония и Марка Туллия Цицерона в то время, как враги ворвались в храм и стали избивать всех там находившихся, священнослужители тем не менее не прерывали своего священнодействия и их не могли принудить к бегству ни страх за свою жизнь, ни множество убитых уже товарищей, потому что они были убеждены, что лучше подвергнуться своей участи, оставаясь у жертвенников, чем в чем бы то ни было нарушить предписания законов. А что это не только пустые речи в похвалу ложного благочестия, но истинная правда, это свидетельствуют все историки, повествующие о деяниях Помпея, в том числе и Страбон, и Николай, и вдобавок Ливий, написавший римскую историю...
Тогда все преисполнилось убийства. Некоторые из иудеев были перерезаны римлянами, другие своими же земляками; были и такие, которые кидались в бездну или сгорали живьем, поджигая свои собственные дома, лишь бы не дожидаться угрожающей им гибели. Таким образом погибло до двенадцати тысяч иудеев; римлян же пало очень немного.
Также и Апсалом, дядя и тесть Аристобула, попал при этом случае в плен. Сильное поругание постигло тогда и святилище, которое до этого было закрыто и невидимо. Дело в том, что туда проникли Помпей и немалое число его товарищей, и узрели то, что не было разрешено видеть никому, кроме первосвященников" .
Иосиф Флавий, "Иудейские древности", книга 14, 4:3.
Захват Иерусалима римлянами в 63 году до н.э. знаменует собой начало нового периода в истории города и Иудеи в целом. Новые порядки, которые установил Помпей в стране, нанесли серьезный ущерб престижу и статусу Иерусалима. В качестве наказания за сопротивление стены города были разрушены. Тем самым он лишился средств защиты от внешней опасности и символа независимости, которым являлись городские стены. Иерусалим перестал служить столицей независимого государства; границы Иудеи были существенно урезаны, и она потеряла эллинистические города средиземноморского побережья и Заиорданья (Иереи).
Аристобул лишился престола и вместе с членами его семьи был увезен в Рим в качестве пленника. Александр, один из его сыновей, сумел бежать из плена и спустя несколько лет поднял восстание против навязанных Римом порядков. Гиркан получил пост первосвященника и царский трон, однако его полномочия были значительно урезаны. Фактически, он находился в полной зависимости от римского наместника Сирии. Иосиф Флавий возложил вину за порабощение Иудеи римлянами на конфликт между Аристобулом и Гирканом.
Виновниками этого бедствия, постигшего Иерусалим, являлись Гиркан и Аристобул, ссорившиеся между собой. Теперь мы утратили свою свободу и стали подвластны римлянам, теперь нам пришлось поневоле вернуть сирийцам страну, которую мы отняли у них силой нашего оружия; кроме того римляне в короткое время получили с нас более десяти тысяч талантов, а царская власть, которая прежде предоставлялась в виде почета родовитым первосвященникам, теперь стала уделом мужей из простонародья.
Иосиф Флавий, "Иудейские древности", книга 14, 4:5.