ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
Раскол в семье Хасмонеев.
После многолетних войн и смут для Иудеи наступила пора свободного и мирного развития под властью еврейских князей. К сожалению, возглавив государство, Маккавеи оказались менее благородными, чем в те времена, когда они находились в оппозиции. Они привыкли бороться и, похоже, были неспособны сотрудничать с любым человеком, который хоть в чем-то не был согласен с ними.
Первый князь из рода Хасмонеев, Шимон, 140 -135 гг. до н.э., особенно заботился об улучшении внутренней жизни евреев. Он восстановил порядок и безопасность в разоренной войнами стране, старался поднять земледелие и торговлю. В ближайшем к Иерусалиму приморском городе Яффа, отнятом у сирийцев, он построил большую гавань. Сирия с досадой смотрела на усиление Иудеи и потребовала либо вернуть Яффу и иерушалаимскую крепость, либо заплатить значительную сумму денег. Шимон отказался выполнить требования Сирии. В ответ в Иудею были направлены войска, но у Яффы они были разбиты сыновьями Шимона, Иохонаном и Иегудой в 137 году. В память об этой победе Иоханан получил прозвище Гиркан. Чтобы обеспечить себе безопасность со стороны Сирии, Шимон пошел на заключение союза с ее врагом, Римом, самым могущественным государством того времени.
Сирия продолжала бороться с Шимоном, но теперь иным путем. Сирийский царь уговорил зятя Шимона, начальника иерихонской области, убить тестя и занять иудейский престол. На роскошном пиру Шимон и два его сына были убиты. Иохонан, находившийся в это время в другом городе, узнал о случившемся и срочно прибыл в Иерусалим. Здесь народ провозгласил его князем. Народ горячо оплакивал преждевременную смерть своего освободителя, Шимона Хасмонея. Тело убитого князя было похоронено в Модиине, в семейной гробнице Хасмонеев, а над гробницей был воздвигнут великолепный памятник, который стоял на высокой скале и был далеко виден с моря.
Иоханан Гиркан I.
Вступив на Иудейский престол, Иоханан Гиркан, 135-104 гг. до н.э., прежде всего решил наказать убийц своего отца, но задача оказалась непосильной: в плену находилась мать Гиркана, и этим воспользовались сирийцы. Более того, они начали наступление на Иудею и вскоре осадили Иерусалим. Жителям города грозил голод, и Гиркан вынужден был заключить мир. Он обязался платить сирийскому царю за Яффу и другие города, срыть укрепления Иерусалима. К счастью для евреев, в Сирии вновь начались раздоры и смуты. Иоханан воспользовался этим и отказался от верховенства Сирии. Все свои усилия Гиркан направил на укрепление границ. Для этой цели необходимо было подчинить приграничные племена, которые в случаях опасности переходили на сторону врагов Иудеи и вредили ей. Он выступил с большим войском против самаритян и эдомитов. У первых он разрушил Шхем и храм, а вторым предложил на выбор: принятие иудейской веры или выселение из страны. Эдомиты покорились и приняли иудейство. С течением времени они слились с евреями, но это слияние имело потом печальные последствия для хасмонейской династии. Только самаритяне не могли мириться с господством иудеев. Оправившись после недавнего поражения, они соединились с сирийцами и египтянами и выступили против иудеев. Гиркан напал на союзников, разбил их, завоевал после двенадцатимесячной осады укрепленную Самарию и разрушил этот город до основания. В этом походе особенно отличились сыновья Гиркана, Аристобул и Антигон.
Таким образом, Иудея практически вернулась к границам царства Давида и Соломона; она имела свой порт в Яффе; хорошо вооруженное войско и сильные укрепления.
По мере усиления Иудейского государства возрастал и блеск его столицы. Иерусалим украсился великолепными постройками. На возвышенности, к востоку от Храмовой горы, был воздвигнут роскошный царский дворец, который соединялся мостами с Храмом. Упрочив свои позиции, Гиркан восстановил союз с Римом, который признал за Иудейским государством его новые приобретения.
С восстановлением независимости вновь остро встал вопрос о путях еврейского государства, его отношении к иудаизму, к другим народам... Мнения разошлись, и в Иудее сформировалось три основных направления, три партии, по-разному отвечающие на злободневные вопросы жизни; фарисеи, саддукеи и ессеи.
Подобно своему отцу Шимону, Гиркан был одновременно и князем и первосвященником, т.е. и светским и духовным главой Иудеи. Значительная доля власти принадлежала Синедриону (греч."совещание", "собрание"). Синедрион, находившийся в Иерусалиме, состоял из 70 членов и одного председателя. Члены Синедриона собирались в одном из помещений Храма для обсуждения государственных вопросов, издания законов и разбора важнейших судебных дел. Князь не принимал никаких важных решений без согласия Синедриона.
Судебные заседания Синедриона происходили публично. Члены суда сидели полукругом, чтобы все могли видеть друг друга. Два писца стояли справа и слева и записывали мнения судей. Для разбора дел необходимо было присутствие не менее 23 членов, "Малый Синедрион". В уголовных делах для оправдательного приговора считалось достаточным большинство даже в один голос. Для вынесения обвинительного приговора требовалось большинство в два голоса. Более всего заботились об обеспечении правды и справедливости в суде. Опрос членов о виновности начинался с младшего члена Синедриона и постепенно доходил до председателя. Это делалось для того, чтобы отзывы старших и уважаемых участников заседания не повлияли на решение более молодых. Сначала предоставлялось слово сторонникам оправдания, а потом уже сторонникам осуждения. Кто уже выступил за оправдание, не мог взять слово назад. При таких условиях смертные приговоры бывали большой редкостью в работе Синедриона.
В первое время правления Иоханана Гиркана среди членов Синедриона большинство составляли фарисеи, которые приобрели большое влияние в государственных делах. Это сильно беспокоило саддукеев. Они стали уверять князя, что фарисеи не довольны его правлением. Постепенно неприязнь к фарисеям усиливалась. Гиркан полностью перешел на сторону саддукеев. Он удалил фарисеев с важнейших должностей и передал эти должности саддукеям, что возбудило недовольство в народе.
После 30-летнего правления Иоханан Гиркан умер в 104 году до н.э. Он оставил пятерых сыновей, из которых наиболее известными были Иегуда Аристобул, Антигон и Александр Янай.
Иегуда Аристобул.
Перед смертью Иоханан Гиркан назначил правительницей свою жену, а сан первосвященника передал старшему сыну, Иегуде Аристобулу. Но сын не удовольствовался полученным духовным саном. Как только умер его отец, он заточил мать в темницу, где она, согласно преданию, умерла от голода. Честолюбивого Аристобула не удовлетворял титул "наси" - князь. Он первым из Хасмонеев присвоил себе титул царя, "мелех", и возложил на свою голову царскую корону. Аристобул был болезненным и раздражительным. Своих братьев он держал в темнице. Только одного брата любил новый царь - Антигона, и назначил его начальником иудейских войск. Антигон покорил северную часть Галилеи и заставил жившее там арабское племя принять иудейскую религию. Своими военными подвигами Антигон прославился в народе, но возбудил зависть среди царедворцев. Приближенные Аристобула старались возбудить в нем недоверие к брату и им это удалось.
Из своего славного похода Антигон возвращался в Иерусалим к празднику Суккот. Во главе войска он направился в Храм, чтобы открыть праздник. Народ шумно приветствовал героя. Царедворцы, ненавидевшие Антигона, сказали Аристобулу:
"Вот, слышишь, как толпа приветствует твоего брата. Скоро он заберет власть в свои руки и перестанет тебе повиноваться."
Некоторые прибавили, что Антингон явится сейчас во дворец в полном вооружении, чтобы захватить царский престол. Тогда Аристобул отдал приказ - убить всякого, кто попытается проникнуть во дворец с оружием в руках. Антигону же он через посланника велел прийти безоружным, чтобы не навести на себя ложных подозрений. Но Антигону был передан другой приказ: царь хочет видеть героя в полном вооружении. Поверив этому, Антигон отправился во дворец в военном наряде и с оружием в руках. Едва он приблизился ко дворцу, стража бросилась на него и убила. Известие о смерти любимого брата потрясло Аристобула. Болезнь его усилилась, и он вскоре умер, процарствовав всего один год и не оставив после себя детей.
Александр Янай.
Новый царь Иудеи из Хасмонейской династии и первосвященник в 103-76 гг. до н.э., третий сын Иоханана Гиркана, Александр Янай, менее всего ожидал такого поворота событий. Отец и братья относились к нему с пренебрежением. В ранней юности Александр не пользовался расположением своего отца, который, не желая видеть сына при дворе, отправил его на обучение в Галилею. Там юноша получил хорошую военную подготовку, но не то гражданское и духовное воспитание, которое требовалось для будущего правителя и первосвященника. После прихода к власти старшего брата Аристобула 1 в 104-103 гг., Александр был заключен в тюрьму. Когда Аристобул умер, его вдова Саломея Александра (Шломцион) освободила Александра и, согласно еврейскому обычаю, стала его женой.
Никто и не предполагал в нем возможного претендента на царский престол. Смерть отца и двух братьев неожиданно поставила Яная во главе государства. Новый царь, напоминающий по своим наклонностям больше эллина, чем еврея, знал только одну цель в жизни: распространить власть Иудеи на всю Палестину. Попытка захватить Птолемаиду (см. Приложение: "Акко") привела к нашествию египтян, которые давно собирались вернуть Иудею под свою власть. Янаю удалось захватить несколько городов на берегу моря и по течению Иордана.
Но влиятельная в стране партия фарисеев не уважала его ни как царя, ни как первосвященника. Ему не могли простить дружбы с аристократами и саддукеями. Широкие слои еврейского населения под руководством своих духовных вождей-фарисеев противились не только военным мероприятиям царя, но и все усиливающейся неограниченной власти монарха, все возрастающему влиянию саддукеев, поддерживаемых царем-первосвященником.
В один из праздников Суккот первосвященник совершал богослужение в Храме. Ему подали воду в серебряной чаше для возлияния на жертвенник, согласно принятому фарисеями народному обычаю. Но царь, в угоду саддукеям, не признававшим этот обычай, вылил воду на землю. Собравшаяся в Храме толпа возмутилась этим поступком и начала бросать в царя этрогами. Царь приказал своим наемным солдатам-язычникам усмирить народ. 6000 иудеев было убито во дворе Храма! После этого народ откровенно возненавидел Яная. Когда вскоре царь вернулся из неудачного похода против арабов, в Иерусалиме вспыхнуло восстание. Шесть лет длилась борьба народа со своим царем, 94-88 гг. до н.э. Александр сражался с восставшими при помощи наемных войск, не останавливаясь ни перед какими жестокостями.
Враждебно настроенные к Александру Янаю евреи пригласили Деметрия III из Сирии, который напал на Иудею и нанес Янаю поражение в Шхеме в 89 году. Янай вынужден был бежать и скрываться в горах. Но вскоре царю удалось завоевать крепость, где находилось множество фарисеев, и он жестоко отомстил им. 800 фарисеев были казнены на крестах. Мера наказания, применявшаяся обычно для антигосударственных преступников Рима. Многим пришлось бежать в Сирию и Египет. Народ прозвал Яная "фракийцем", т.е. "дикарем". Во время этой гражданской войны погибло около 50 000 евреев. Когда царь устал сражаться с собственным народом и предложил фарисеям перемирие, те ответили:
"Только смерть твоя примирит нас с тобою."
Последний период правления Александра Яная, с 83 по 76 г, явился вершиной территориальной экспансии Хасмонеев. Александру удалось стабилизировать внутреннее положение и установить границу с Египтом. Однако здоровье царя все ухудшалось. Чувствуя приближение смерти Янай раскаивался в своих жестокостях. Он передал управление государством своей жене, Саломее Александре (Шломцион) и посоветовал ей примириться с фарисеями:
"Не бойся ни фарисеев, ни саддукеев, бойся только крашеных, которые делают все дурное и выдают себя за праведников".
На 27 году своего царствования, в 76 г. до н.э., Александр Янай умер во время осады крепости Регев, расположенной к востоку от реки Иордан, оставив вдову и двух сыновей, Гиркана II и Аристобула.
КЕЭ, т. 1, с. 78.
Период правления царицы Шломцион, Саломеи, 76-67 гг до н.э., характеризовался, с одной стороны, экспансией Рима в страны Восточного Средиземноморья, а с другой стороны - внутренним кризисом и борьбой между ее сыновьями за будущую корону. Римские легионы приближались к границам Страны Израиля в то время, как в самой Иудее полыхала гражданская война.
В дни правления Саломеи сохранялось единство страны. Царица поручила руководство внутренними делами государства фарисеям, добилась относительной стабильности во внешней политике и привела к улучшению экономического положения. Однако, несмотря на это, уже тогда появились первые признаки будущих раздоров. Саломея опиралась на поддержку фарисеев, при этом приближенные старых властей, саддукеи, среди которых было значительное число представителей знати и военачальников, оказались не у дел. Они сплотились вокруг Аристобула II, младшего сына Янная и Саломеи, который не смирился с тем, что его старшему брату Гиркану достался пост первосвященника и предназначалось унаследовать царскую корону. Аристобул принял решение бороться за власть в стране, и с этой целью овладел рядом важных крепостей. Советники царицы, опасаясь установления Аристобулом полного контроля над страной, убедили Саломею взять под стражу его жену и детей. Известно, что они содержались в Иерусалимской крепости "Барис", располагавшейся неподалеку от Храмовой горы.
После смерти Саломеи, в 67 году до н.э., ее сыновья начали открытую борьбу за престол. Гиркан оказался лицом к лицу с вооруженным восстанием под руководством своего младшего брата. Иосиф Флавий так описывает начало гражданской войны:
... Аристобул немедленно объявил ему войну, и вот во время битвы, происшедшей при Иерихоне, многие из солдат (Гиркана) перешли на сторону его брата. Вследствие этого Гиркан бежал в крепость, где в то время были заключены, по распоряжению его матери, как нами было изложено выше, жена и дети Аристобула. Последний, однако, между тем успел напасть и захватить своих (главных) противников, искавших спасения в портике святилища. Затем Гиркан вступил в переговоры со своим братом по поводу всего случившегося, и спор их разрешился соглашением в том смысле, что править станет Аристобул, а самому ему жить вне дел, спокойно пользуясь своими личными средствами. Когда они порешили это в храме, то закрепили свой уговор клятвой и рукобитием, а затем на виду у всего народа обняли друг друга и расстались, причем Аристобул направился во дворец, а ставший теперь частным человеком Гиркан в (прежнее) жилище Аристобула.
Иосиф Флавий, "Иудейские древности", книга 14, 1:2.
Было заключено соглашение, и казалось, что проблема наследства была успешно разрешена. Однако урегулирование оказалось непрочным, и спустя короткое время борьба между братьями разгорелась с новой силой. На фоне раскола в семье Хасмонеев началось выдвижение дома Антипатра. Антипатр1 был одним из ближайших советников Гиркана. В соответствии с его предложением Гиркан оставил Иерусалим и нашел убежище у царя набатейцев Арета. С помощью хитроумного плана Антипатра объединенная армия Гиркана и царя набатейцев сумела нанести поражение Аристобулу, и в 65 году до н.э. осадила его в Иерусалиме. Иосиф Флавий живо описывает ход осады и атмосферу вражды и ненависти, которая царила в обоих лагерях:
Так как все эти события произошли в праздник опресноков, носящий у нас название Пасхи, то наиболее знатные из иудеев покинули теперь страну и бежали в Египет. Тем временем некий праведный и боголюбивый муж, по имени Ония, который некогда во время засухи обратился к Предвечному с молитвой о даровании дождя и молитве которого Бог немедленно внял, скрывался, видя, что эта жестокая распря еще нескоро прекратится. Когда же его привели в лагерь иудеев, то стали упрашивать, чтобы он, как некогда молитвой своей прекратил бездождие, и теперь проклял Аристобула и его приверженцев. Несмотря на все возражения и просьбы, Ония был принужден толпой стать посредине нее; затем он сказал: "О, предвечный, царь всего существующего! Так как окружающие теперь меня - народ твой, а осаждаемые твои служители, то я молю Тебя не внимать ни просьбам первых, ни же приводить в исполнение относительно вторых их просьбы".
За эту его молитву ближайшие из стоявших к нему гнусных иудеев убили его.
Иосиф Флавий, "Иудейские древности", книга 14, 2:2.