ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
Начало восстания.
В маленьком городке Модиин, недалеко от Иерусалима, жил в то время престарелый священник Матитьягу из рода Хасмонеев. У него было пять сыновей: Иоханан, Шимон, Иегуда, Элеазар и Ионатан. Вся семья отличалась глубоким благочестием и любовью к родине. Однажды в Модиин прибыли сирийские чиновники, воздвигли языческий алтарь и стали принуждать жителей участвовать в языческом богослужении, согласно указу Антиоха. Некоторые подчинились требованиям чиновников, но основная часть населения решительно воспротивилась. Тогда сирийцы обратились к Матитьягу, как самому авторитетному лицу города, приглашая его принять участие в языческом богослужении. Матитьягу гордо отвечал:
"Пускай все народы, находящиеся в подвластных царю областях, послушны ему, изменяя даже религии своих предков, - но я, мои сыновья и братья будем поступать согласно заветам наших предков. Мы не будем отступать от нашей веры ни вправо, ни влево!"
Когда же вслед за этими словами старика на городской площади выступил один иудей-изменник и приготовился принести жертву на языческом алтаре, Матитьягу не смог сдержать своего негодования; он бросился на дерзкого отступника и убил его на месте. Затем он вместе со своими сыновьями и горсткой смельчаков напал на главного царского чиновника Апелеса и убил его, а языческий алтарь в Модиине разрушил. Так, в 167 году началось открытое неповиновение сирийским властям. Матитьягу обратился к евреям с призывом:
"Кто стоит за Б-га и Его святое учение, пусть идет за мною!"
Первыми на этот призыв ответили хасидеи. В удобные моменты они совершали набеги из своих укрытий на отряды сирийцев, врывались в города и деревни, убивали там евреев-отступников, разрушали языческие храмы и жертвенники. Хасидеи собирали народ в синагогах и воодушевляли их чтением Торы или книг Пророков.
Старец Матитьягу умер вскоре после своего славного подвига. Перед смертью он завещал сыновьям продолжать священную борьбу с врагами веры и родины.
Пробыв во главе иудеев в течение одного года и впав в болезнь, Матитьягу призвал к себе однажды сыновей своих, и когда они явились к нему, сказал им:
"Я, дети мои, теперь собираюсь в путь, всем нам судьбой предначертанный. Оставляю вам свои убеждения и прошу вас не изменять им, но быть добрыми их охранителями. Помните о всегдашнем стремлении отца и воспитателя вашего спасти от гибели издревле установленные обычаи и поддерживать грозящее погибнуть древнее государственное устройство наше. Не входите в общение с теми, кто либо добровольно, либо по принуждению изменил ему, но являйте себя достойными меня сыновьями, которые, несмотря на господство всяческого насилия и принуждения, быоли бы в случае необходимости готовы даже умереть за свои законы. Помните при этом, что Господь Б-г, видя вас такими, не забудет о вас, но, радуясь вашей стойкости, вернет вам все следуемое и возвратит вам свободу, пользуясь которой вы спокойно и без страха сможете жить по своим обычаям. Хоть тела наши смертны и бренны, однако они достигают бессмертия благодаря воспоминанию о наших деяниях. Я желал бы, чтобы вы прониклись этим сознанием, стремились бы к такой славе и, не задумываясь пожертвовать за это даже жизнью своею, искали бы осуществления величайших идеалов. На первом же плане увещеваю вас жить в согласии друг с другом, и охотно признавать друг у друга имеющиеся у каждого из вас преимущества, чтобы каждый мог приносить другим пользу этими качествами. Признавайте брата своего Симона за его выдающиеся умственные способности отцом своим и слушайтесь его советов; Маккавея же, за его храбрость и силу, сделайте начальником вашего войска; он отомстит за народ свой и отразит врагов. Привлекайте также к себе всех праведных и благочестивых и укрепляйте свое могущество."
Иудейские древности, кн.12, 6:3.
Тогда из сыновей выдвинулся храбрый Иегуда, получивший прозвище Маккавей. Он отличался воинственным духом и горел желанием освободить Иудею от иноземного господства. Иегуда возглавил еврейских храбрецов и вступил в открытую борьбу с сирийцами. Сирийский наместник в Палестине Аполоний двинулся из Самарии с войсками, чтобы подавить восстание. Иегуда пошел навстречу неприятелю и нанес ему сокрушительное поражение. Сам Аполоний погиб в этом бою. Его меч теперь постоянно был на поясе Иегуды, как первый военный трофей храбреца. Еврейская рука разила врагов греческим оружием. Вскоре была одержана еще одна победа над сирийцами и теперь уже вся Иудея поднялась на борьбу.
Борьба маккавеев.
Известие о восстании в Иудее привело Антиоха в ярость. Он послал огромную армию с приказом - разрушить мятежный Иерусалим, истребить или изгнать всех его жителей и населить страну другими народами. Сирийская армия вступила в Иудею под предводительством двух знаменитейших военачальников - Никанора и Горгия. Сирийцы были так уверены в своей победе, что привели с собою богатых купцов, чтобы продать им в рабство евреев, захваченных в ходе сражений. Страх охватил население. Народ собрался в Мицпе, где в это время находился Иегуда со своим войском. Здесь было устроено торжественное богослужение. Народ молил Б-га о помощи, а Иегуда воодушевлял солдат на великий подвиг. Он предложил всем сомневающимся и робким покинуть его армию, не обвиняя, при этом, их в трусости. Всего у Иегуды было около 6000 человек. Силы сирийцев значительно превосходили его армию. Никанор и Горгий решили разделить свою армию на две части, окружить иудейский отряд с двух сторон и уничтожить его. Об этом узнал Иегуда и быстро двинулся навстречу неприятелю. Перед битвой при Эммаусе Иегуда собрал своих солдат у Массифы (Мицпе). Автор Книги Маккавеев 1 так описывает это событие:
42. Увидел Иуда и братья его, что умножились бедствия, и войска расположились станом в пределах их; узнали и о повелении царя" которое он приказал исполнить над народом к погублению и истреблению его.
43. И говорил каждый ближнему своему: восславим низверженный народ наш и сразимся за народ наш и за святыню.
44. И собрался сонм, чтоб быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости и сожаления.
45. Иерусалим был необитаем, как пустыня; не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отнято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры.
46. Итак они собирались и пошли в Массифу напротив Иерусалима, ибо место молитвы у Израильтян было прежде в Массифе.
47. И постились в этот день и возложили на себя вретища и пепел на головы свои и разодрали одежды свои.
раскрыли книгу закона, из тех которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов,
49. и принесли священнические облачения и первородных и десятины; и созвали, исполнивших дни свои,
50. и громко возопили к небу: что нам делать с ними и куда отвести их?
51. Святилище Твое попрано и осквернено, и священники Твои в скорби и унижении.
52. И вот, собрались против нас язычники, чтоб истребить нас. Ты знаешь, что умышляют они против нас.
53. Как можем мы устоять пред линем их, если Ты не поможешь нам?
54. И вострубили трубами и воскликнули громким голосом.
55. После сего Иуда поставил вождей для народа - тысяченачальников, стоначальников, пятьдесятоначальников и десятоначальников.
56. И сказали тем, которые строили дома, обручились с женами, насадили виноградники, и людям боязливым, чтобы каждый из них, по закону, возвратился в свой дом.
57. Тогда двинулось ополчение и расположилось станом на юге от Еммауса.
58. И сказал Иуда; опояшьтесь, и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу.
59. Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни.
60. А как будет воля на небе, так да сотворит!
Книга Маккавеев 1, 3:42-60.
Евреи бросились на сирийцев и нанесли им поражение при городе Эммаус. В это время подоспела другая часть сирийской армии под начальством Горгия. Увидев, что первая группа разбита, сирийцы не смогли оказать сопротивления и поспешно отступили, оставив евреям лагерь с большим количеством оружия и денег, припасенных для покупки рабов. Иудея ликовала.
Битва при Эммаусе состялась в 165 году до н.э. Иегуда одержал в ней одну из важнейших побед над армией Селевкндов. Он доказал свои способности в качестве полководца, и победа укрепила его положение как вождя еврейского народа. После этого войско Иегуды стало быстро пополняться добровольцами. В 165 году, когда из Антиохии двинулось войско Лизия, 60 000 человек, Иегуда смог противопоставить ему 10 000 отлично вооруженных воинов, жаждавших сражений и побед. В месяце нисан 164 года до н.э., вновь встретились армии. Воины Иудеи сражались храбро, но силы были слишком неравными. Один из братьев Иегуды, Элеазар, отважился на отчаянный шаг. Видя перед собою в неприятельской армии роскошно убранного слона, на котором сидел какой-то военачальник, он решил, что это восседает сам Антиох Эвпатор. Элеазар пробился сквозь ряды сирийцев, убил мечом слона, но не успел убить всадника - огромное животное рухнуло на землю и своею тяжестью раздавило смелого бойца. Все же иудейскому войску пришлось отступать от Бейт Цура к Иерусалиму.
Ханука.
Вскоре после этого Иегуда Маккавей овладел Иерусалимом и осадил Акру, а сам, тем временем, занялся восстановлением святыни. Печальная картина представилась иудейским воинам, когда они поднялись на храмовую гору. Они увидели полуразрушенный и разграбленный Храм, оскверненный идолослужением алтарь, сожженные ворота, опустевшие внутренние покои Храма и заросшие травою дворы. Но некогда было предаваться скорби о прошлом: надо было работать для будущего. Люди приступили к очищению и восстановлению Храма. Воздвигнутый над старым алтарем Иеговы жертвенник Зевса был разрушен, а камни его были выброшены в "нечистое место". Служивший ему подставкой священный алтарь был разобран, и камни его сложены в особое место, "пока не явится Пророк и не решит, что делать с ними". На его месте был построен новый алтарь из цельных камней, "которых не коснулось железо". Вместо расхищенных храмовых сосудов были изготовлены новые из золота и серебра.
Когда внутренние и наружные покои Храма были прилично убраны, начался обряд освящения. 25 Кислева 165 года, в тот самый день, когда три года назад было введено служение Зевсу, совершилось торжественное богослужение с жертвоприношением Б-гу Израиля. Восемь дней продолжались празднества по случаю освобождения святыни. По некоторым сведениям известно, что такой срок для праздника был связан с тем, что в предыдущий год евреям было запрещено праздновать Суккот. Эти-то дни и отмечали евреи в очищенном Храме.
Предание сообщает, что Иегуда и его спутники нашли в одном из покоев Храма только маленький сосуд со священным елеем, но этого елея, вследствие чуда, хватило на зажигание лампад в течение восьми вечеров. Отныне было решено ежегодно праздновать эти восемь дней в память избавления еврейского народа от ига язычников. Этот осенний праздник, соблюдаемый евреями до сих пор, называется Ханука. Во всех еврейских домах в течение восьми дней зажигаются лампадки с маслом или свечи.
Красочное описание этих событий приводит автор Книги Маккавеев 1:
36. Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище.
37. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион.
38. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены.
39. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы,
40. и падали лицом на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу.
41. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище.
42. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона.
43. Они очистили святилище, и оскверненные камни вынесли в нечистое место.
44. Потом они рассуждали об оскверненном жертвеннике всесожжения, как поступить с ним.
45. И пришла им добрая мысль разрушить его, чтоб он когда-нибудь не послужил им в поношение, так как язычники осквернили его. И разрушили они жертвенник;
46. и камни сложили на горе Храма в приличном месте, пока придет пророк и даст ответ о них;
47. взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему;
48. потом устроили святыни и внутренние части храма и освятили притворы;
49. устроили новую священную утварь и внесли в храм свещник и алтарь всесожжений и фимиамов и трапезу;
50. и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники на свещнике, и осветили храм;
51. и положили на трапезу хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли.
52. В двадцать пятый день девятого месяца - это месяц Хаслев - сто сорок восьмого года, встали весьма рано
53. и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений.
54. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями. Пирами, гуслями и кимвалами.
55. И весь народ падал на лице свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им.
56. Так совершили обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы.
57. И украсили переднюю сторону Храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища и сделали для них двери.
58. И была весьма великая радость в народе и отвращено было поношение язычников.
59. И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и радостью, в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Кислева.
Книга Маккавеев 1,4:36-59.
С освобождением Иерусалима и возобновлением богослужений в Храме были достигнуты цели восстания в религиозной сфере. Сирийские власти не могли примириться с осадой Акры и селевкидского гарнизона в ней иудеями. С точки зрения властей империи взятие Акры Иегудой и его сторонниками означало бы не только поражение последних приверженцев Селевкидов в Иудее, но и фактическое отторжение Иудеи от империи.
К этому времени, в 163 году до н.э., скончался Антиох Эпифан. Его сыну было 9 лет. Воспитателем и опекуном при нем был назначен Лизий, хотя отец доверил управление царством другому человеку, своему другу Филиппу.
Лизий и смерть Менелая.
Лизий, регент малолетнего царя Антиоха V и фактический правитель страны, отправился во главе огромного (100 000?) войска в Иудею. Иегуда встретил войска противника в ущелье Веозахарии, но после упорного боя вынужден был отступить к Иерусалиму. Антиох подступил к городу и осадил Храмовую гору, на которой закрепились Иегуда и его сторонники. Складывалось впечатление, что судьба Иудеи предрешена. Однако броьба за престол Селевкидов, в которую вступил Филипп, разгоревшаяся тем временем в Антиохии, заставила Лизия придти к соглашению с повстанцами и вернуться в свою столицу. В соответствии с заключенным соглашением, была подтверждена религиозная свобода евреев, и повстанцы официально получили право на управление Храмом, который фактически уже находился в их руках. Евреи обязывались признавать верховную власть Сирии и срыть укрепления Храмовой горы. Иосиф Флавий добавляет, что иудеи пошли на переговоры. Антиох оказался в Храме и, увидев его мощные укрепления, приказал разрушить его стены до основания. (Иудейские древности, 12, 9;4-6). Менелай, находившийся все это время в лагере сирийцев, был лишен своего сана. Вскоре, по словам летописца, он впал в немилость при дворе и был казнен по приказу Антиоха V или Лизия.
Ионатан и Симон продолжают борьбу.
Хотя иудеи вновь получили право на свободное исповедывание своей религии, война была далека от завершения. Руководство народом было передано священнослужителю-эллинисту по имени Алким (Алкимос - Иаким), который и был назначен первосвященником. Хасмонеи и их сторонники не могли после столь внушительных достижений согласиться с назначением одного из эллинистов на пост первосвященника. Они заявили о непризнании кандидатуры Алкима как ставленника Селевкидов, и война продложалась. Иегуда Маккавей погиб в битве при Эльаса в 160 году до н.э. Иерусалим был вновь захвачен армией Селевкидов. Братья Иегуды, Ионаф (Ионатан) и Симон, которые возглавили повстанцев после его смерти, сумели, используя сложное политическое положение в регионе, добиться независимости Иудеи. Это произошло спустя несколько лет после смерти Иегуды. Все это время Селевкиды продолжали править Иудеей. После смерти Алкима должность первосвященника оставалась вакантной в течение семи лет. Ионаф, будучи тонким политиком и дипломатом, сумел использовать внутренние разногласия при дворе Селевкидов для достижения своих целей. В 152 году до н.э. он был назанчен на вакантную должность первосвященника правителем Сирии Александром Баласом.
В Книге Маккавеев 1 приводится послание царя к Ионафу, говорящее о назначении последнего на должность первосвященника.
18. "царь Александр брату Ионафану - радоваться.
19. Услышали мы о тебе, что ты - муж крепкий силою и достойный быть нашим другом.
20. Итак мы поставляем тебя ныне первосвященником народа твоего; и ты будешь именоваться другом царя (он послал ему порфиру и золотой венец), и будешь держать нашу сторону и хранить дружбу с нами".
Книга Маккавеев 1,10:18-20.
Ионафан был убит в 142 году до н.э. сирийским полководцем Трифоном, и его место занял брат Симон. Именно ему принадлежит основная заслуга в деле закладки основ независимого еврейского государства в Земле Израиля во главе с династией Хасмонеев. Автор Книги Маккавеев 1 особо подчеркивает этот факт:
41. В 170 году снято иго язычников с Израиля,
42. и народ Израильский в переписе и договорах начал писать: "первого года при Симоне, великом первосвященнике, вожде и правители Иудеев".
43. чтоб имел попечение о святилище, и все слушались его, чтобы все договоры в стране писались на его имя, и чтоб он одевался в порфиру и носил золотые украшения.
44. И никому из народа и священников да не будет позволено отменить что-либо из сего или противоречить словам его, или без него созывать собрание в стране и одеваться в порфиру и носить золотую пряжку.
45. А кто сделает что-нибудь против сего или отменит что из сего, будет повинен".
Книга Маккавеев 1,13:41-45.
Главным решением собрания было назначение Симона главой евреев, первосвященником и командующим войсками. Эти титулы должны были впоследствии перейти по наследству к его сыновьям. Симон однако не стал царем и даже не получил свои титулы пожизненно, а лишь "пока восстанет Пророк верный". То есть, следовало оговорить вечность династии Хасмонеев с принципиально религиозной точки зрения. Решение об этом должно быть принято "пророком верным", в конце времен. Таким образом становится ясно, что в народном сознании утверждение династии Хасмонеев не расценивалось как воплощение мессианских чаяний, неразрывно связанных с домом Давида.
В приведенном в Книге Маккавеев документе рассказывается о двух действиях Симона: захвате Акры и укреплении стен Иерусалима. Овладение Акрой не было рядовым военным успехом. Оно обладало особым символическим значением. С падением Акры пал последний бастион Селевкидов и евреев-эллинистов, пытавшихся превратить Иерусалим в эллинистический полис. Захват Акры символизировал окончание борьбы за еврейский облик Иерусалима, за его уникальность в мире эллинистической цивилизации. Народные массы, верные духу Моисеева закона, сумели вернуть Иерусалиму его характер как города, посвященного Богу Израиля и только ему одному. Первое прямое столкновение между иудаизмом и эллинизмом завершилось победой иудаизма. 13 ияра, день падения Акры, считается праздником. Иосиф Флавий перечисляет успехи Симона, в особенности отмечая важность разрушения Акры:
Симон взял города Газару (Гезер), Яффу и Яминию; затем он осадил Иерусалимскую крепость (Акру) и срыл ее до основания, чтобы врагам более не представилось возможности иметь в ней опору для своих враждебных действий, как то было раньше. Сделав это Симон признал за целесообразное срыть всю гору, на которой помещалась крепость, дабы тем самым поднять холм, на котором стоит святилище. Созвав народ, он старался убедить его в необходимости этого мероприятия, упомянув, сколько уже пришлось пострадать иудеям от неприятельских гарнизонов и перебежчиков, и указывая на то, что им придется претерпеть еще в будущем если власть вновь перейдет в руки иноверного царя, который снова поместит в этой крепости своих воинов. Этими доводами ему удалось убедить народ в целесообразности предлагаемой меры.
Все охотно приступили к этому делу и принялись срывать гору. После трехлетней, непрерывающейся ни днем, ни ночью работы они срыли гору до основания и сровняли занимаемое ей место; с тех пор, после уничтожения крепости и горы, надо всем городом царит здание храма.
Иосиф Флавий, "Иудейские древности", 13, 6, 7.
В дни правления Симона политический статус Иерусалима изменился. Спустя почти четыреста лет со времени "декларации Кира" город вновь стал столицей независимого еврейского государства.
Иудея оставалась независимым государством в течение около восьмидесяти лет вплоть до ее завоевания римским полководцем Помпеем в 63 году до н.э. На протяжении этого периода государство Хасмонеев сумело значительно расширить свои границы. Пик его экспансии пришелся на царствование Александра Янная. Одним из последствий этой политики было изменение этнического и демографического характера страны, в основном, вследствие политики гиюра (обращения в иудаизм) нееврейского населения вновь присоединенных земель. Евреи превратились в те годы в важнейшую национально-религиозную группу в государстве Хасмонеев.
Территория Хасмонейского Иерусалима и строительные проекты Хасмонеев
Мы упоминали тот факт, что площадь Иерусалима персидской эпохи была значительно меньше его площади в дни Первого Храма Численность населения была небольшой, и жители селились в пределах Города Давида таким образом, что западный холм остался незастроенным.
Какие изменения произошли в численности населения и размерах города в эллинистическую и хасмонейскую эпохи? Ряд документов эллинистической эпохи повествуют о величине Иерусалима. Мы приведем здесь два из них. Автор "Послания Аристея" сообщает, что периметр города составляет 40 стадий, то есть около 7 400 метров. Иосиф Флавий приводит точку зрения Гекатея из Абдеры, в соответствии с которой периметр города был равен 50 стадиям, то есть около 9 250 метров ("Против Апиона", 1:21).
Археологам удалось практически полностью восстановить ход стены, окружавшей город во времена Хасмонеев. Они полагают, что ее длина приблизительно равнялась 4 200 метрам. При этом Иерусалим продолжал оставаться небольшим по размерам городом на протяжении эллинистической эпохи.
В период Хасмонеев начался процесс роста города. Западный холм был вновь заселен после перерыва в четыреста лет. Иосиф Флавий называет его "верхним Иерусалимским городом". Нам неизвестно, когда и каким образом было осуществлено заселение Западного холма, однако не вызывает сомнений, что в дни Хасмонеев этот холм был окружен стеной. Данные археологических раскопок указывают на существование на этом месте поселения людей.
Вопрос о размерах хасмонейского Иерусалима известен среди исследователей как "проблема первой стены Иерусалима". На исходе эпохи Второго Храма Иерусалим обладал тремя стенами. Иосиф Флавий называет их первой, второй и третьей (с точки зрения человека, находящегося внутри города, и в соответствии с хронологической последовательностью их сооружения).
Из трех стен древнейшая была труднопобедима вследствие окружавших ее пропастей и возвышавшегося над последними холма, на котором она была построена; но ее природная мощь была значительно возвеличена еще искусственно, так как Давид и Соломон, равно и последовавшие за ними цари, старались превзойти друг друга в укреплении этой твердыни. Начинаясь на юге у так называемой Гипиковой башни, она тянулась до Ксиста, примыкала затем к зданию Совета и оканчивалась у западной галереи Храма. С другой стороны, по направлению к западу, она, начинаясь у того же пункта, шла к месту, называемому Бетсоном и простиралась до Ессейских ворот, возвращалась затем к северу от Силоамского источника, загибала опять восточнее, к рыбному пруду Соломона, отсюда тянулась до так называемой Офлы и оканчивалась у восточной галереи святилища.
Иосиф Флавий, "Иудейская война", 5, 4, 2.
Основываясь на описании Иосифа Флавия, археологи пытались обнаружить следы первой стены. Ее фрагменты были обнаружены в западной части города: во дворе Иерусалимской крепости и у основания городской стены, построенной турками, а также к югу от вершины Сионской горы. Основываясь на этих данных стало возможным восстановить ход стены, которая защищала город от угрозы с запада и юга. Однако оставалось неясным расположение стены на севере. Ее предполагаемый ход вдоль оврага Ха-Цолев, описанный Иосифом Флавием, также не получил фактического подтверждения при раскопках. Эти проблемы были разрешены с началом раскопок под руководством Н. Авигада в Еврейском квартале. Для того, чтобы познакомить Вас с его важными открытиями, мы приводим здесь отрывок из книги Н. Авигада "Верхний город Иерусалима"2.
Мы отправились на поиски оригинальных предметов по северной линии хода первой стены. Все участники экспедиции были охвачены волнением. Ведь впервые в ходе раскопок еврейского квартала мы отправились на поиски в определенном месте в соответствии с данными литературного источника ... Мы начали раскопки примерно на 35 метрах южнее улицы Шалшелет, в пределах предполагаемой линии хода первой стены. Нас терзали сомнения относительно того, сумеем ли мы придти к положительным результатом при раскопках на столь ограниченном по площади участке, не имея возможности расширить его ... Однако нас ждал приятный сюрприз: окончательные результаты раскопок превзошли самые смелые ожидания. В яме площадью не более, чем 10х10 метров, на глубине 12-14 метров нашему взору открылась квадратная башня 9х9 метров, будто выкроенная по мерке. Что называется, "попадание в десятку"! Про себя я подумал: "Молодец, Иосиф Флавий! Снова он доказал нам надежность его топографических описаний". А что же мы сами? Нам сопутствовала здесь удача, и удача эта была. как будто по заказу!
Но это было лишь началом. В 1975-1978 годах мы обнаружили дополнительные участки первой стены, расположенные на расстоянии 50 метров к западу от башни Хасмонеев, в северном окончании улицы ха-Ехудим, южнее улицы Давида, то есть также на предполагаемой линии хода первой стены. В этом месте мы обнаружили отмастку византийского Кардо, под которой сохранились впечатляющие фрагменты массивных стен. Их исследование проводилось нами в трудных условиях: данное место тесно застроено жилыми домами, что серьезно ограничило наши возможности. Очень жаль, что вследствие вышеупомянутых причин мы не смогли довести до конца исследование этих важных участков стены, которые, по-видимому, являлись ключевым элементом всей системы городских укреплений. Однако не стоит преуменьшать значение полученных нами результатов. Нам удалось восстановить четыре фрагмента стен: первый из них относится к израильской эпохе; а три других - к эпохе Хасмонеев, их датировка подтверждается найденными на этом месте керамическими предметами, фундамент стены опирается на глубоко расположенные камни русла, ответвляющегося от оврага Ха-Цолев. Их высота составляет 6,5-8 метров. Нам удалось предположить, что в этом месте находились городские ворота. С топографической точки зрения это русло является наиболее подходящим местом для ворот в северной стене ... Если наше предположение верно, то можно идентифицировать эти ворота как "ворота Гинат" первой стены, которые Иосиф Флавий упоминает в качестве исходной точки второй стены, огибавшей северный квартал города.
Следует также отметить, что стены эпохи Хасмонеев пересекают в своей нижней части значительный израильский слой, который содержит среди прочего также и остатки стен домов. Этот пласт расположен на глубине около 7 метров от уровня сегодняшней улицы.
Разгадка истории первой стены Иосифа Флавия связана с Башней Хасмонеев. К нашему удивлению выяснилось, что эта башня прилегает к восточной стене более древней Израильской башни, о которой я уже писал выше. Она выступает на шесть метров за линию стены в северном направлении. По своей форме данная башня напоминает букву "п", то есть квадрат, открытый к югу. Площадь башни составляет 9х9 м., а толщина ее стен - 2,5-3,0 м. Она построена из отесанных камней средней величины, напоминающих хасмонейские камни. которые были обнаружены в ряде участков первой стены, на западе и юге. Котлован вырыт в израильском слое, к нему прилегают земельное наполнение и известняковый пол, которые, в соответствии с обнаруженными керамическими изделиями, можно отнести ко второму веку до н. э. Наполнение и пол с севера прилегают также и к Израильской башне, на высоте 1,30 метра над сожженным израильским полом. Это указывает на то, что во втором веке до н.э. оба данных укрепления, израильское и хасмонейское, использовались совместно.
Итак, мы являемся свидетелями удивительного явления. Израильская стена и входившая в ее состав Израильская башня были разрушены в 586 году до н. э. Сотни лет находились на этом месте их развалины. Когда во втором веке до н. э. люди вновь поселились в Верхнем городе, и Хасмонеи решили заново укрепить Иерусалим, они вернулись к старой линии городских укреплений израильской эпохи, остатки которых все еще оставались на поверхности земли. Строители обнаружили часть старых оборонительных сооружений вполне пригодными для использования, отремонтировали их и включили в состав новой системы укреплений. Подобная картина вырисовывается в северной части города, а возможно и в других местах.