ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
Эллинистическая реформа вызвала к жизни движение сопротивления. Оно стало особенно заметно в период правления Менелая. До этого, пока основная борьба велась между семьями двух претендентов на пост первосвященника, большинство жителей города не интересовались проблемой эллинизации. Еврейские массы все еще не выработали какой-либо определенной позиции в отношении произошедших перемен.
Язон возглавлял "Иерусалимскую Антиохию" в течение трех лет, 174-171 гг. до н. э. После этого Антиох отстранил его от должности первосвященника и назначил вместо него Менелая из гильдии Бильга, братом которого являлся попечитель Храма Симон.
Как свидетельствует Иосиф Флавий, в дни борьбы между Язоном и Менелаем народ встал на сторону Язона. Это не являлось, однако, выражением национальных или религиозных чаяний, ведь сам Язон был одним из руководителей эллинистической партии. Наряду с этим росло осознание того, что Храм, религиозный центр всего еврейского народа, находится теперь в руках людей, отошедших от еврейской веры и придерживающихся чуждых ей обычаев. Весть о злодействах Менелая возмутила жителей Иерусалима. Разграбление храмовой утвари было последней каплей, и народные массы открыто выступили против эллинистов. Брат Менелая Лизимах вооружил 3000 человек из числа граждан полиса. На улицах Иерусалима разразилась гражданская война. Разъяренная толпа убила брата Менелая, Лизимаха, расхищавшего храмовые сокровища. От города были отправлены послы в Антиохию с жалобами на Менелая, но царь приказал казнить их.
39. Когда же в городе были произведены многие святотатства Лизимахом, с соизволения Менелая, и разнеся о том слух, то народ восстал на Лизимаха, ибо похищено было множество золотых сосудов.
40. Когда восстал народ, исполненный гнева, то Лизимах вооружил до трех тысяч человек и начал беззаконное насилие под предводительством одного тирана, старого летами и не менее застаревшего в безумии.
41. Увидевши такое насилие Лизимаха, одни схватили камни, другие - толстые колья, а иные, хватая с земли пыль, бросали все вместе на людей Лизимаха,
42. и таким образом многих из них ранили, других поразили, и всех обратили в бегство, а самого святотатца умертвили близ сокровищницы.
43. Об этом состоялся суд над Менелаем.
44. Когда царь прибыл в Тир, то посланные от собрания старейшин три мужа представили ему жалобу.
45. Менелай, уже взятый, обещал Птолемею, сыну Дорименову, большие деньги, если он упросит за него царя.
46. И Птолемей, отозвав царя в притвор под предлогом отдохновения, извратил дело.
47. Менелая, виновника всего зла, освободил от обвинений, а несчастных, которые, если бы и перед скифами говорили, были бы отпущены неосужденными, осудил на смерть.
48. Так скоро понесли неправедную казнь говорившие в защиту города, народа и священных сосудов.
49. Тиряне, негодуя на то, щедро доставили потребное для погребения их.
50. А Менелай, при любостяжании начальствующих, удержал за собою власть и, возрастая в злобе, сделался жестоким врагом граждан.
Книга Маккавеев, II, 39-50.