ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
Как мы уже видели выше, сословие священнослужителей было ведущим сословием еврейского общества эллинистической эпохи. Во времена "возвращения в Сион" священнослужители занимали важное положение в жизни Иудеи, ведь восстановление Храма было главной задачей иудеев в эпоху Кира и Дария. После того, как его строительство было завершено, он превратился в центр религиозной и общественной жизни Иудеи и в ее символ. Именно священнослужители вели богослужение в Храме и управляли им.
Также не вьгэывает сомнения, что священнослужители составляли весьма значительную часть среди первых репатриантов из Вавилона. Из списка репатриантов, приведенного в главе 2 Книги Ездры, можно заключить, что около десяти процентов из общего числа переселенцев в сорок тысяч человек составляли священнослужители. После заселения Иерусалима в дни Неемии в нем проживали 1192 священнослужителя. Складывается впечатление, что Неемия переселил в город более десяти процентов от общего числа священнослужителей Иудеи. Книга Паралипоменон 1(9:3), повествующая о периоде времени, последовавшем за эпохой Неемии, называет цифру в 1760 священнослужителей.
По словам греческого историка Гекатея из Абдеры, в начале эллинистической эпохи имелось 1500 священнослужителей, которые получали десятину (маасер)' и вели общественные дела (цитируется в сочинении Иосифа Флавия "Против Апиона", 1:22). Гекатей не отмечает место проживания священнослужителей, однако можно предположить, что данное число, близкое числу священнослужителей, приведенному в Книге Неемии и в Книге Паралипоменон 1, отражает количество священнослужителей, проживавших в Иерусалиме. В "Послании Аристея" (95) говорится о 700 священнослужителях, которые действовали в Храме. Однако речь здесь идет не об общем их числе, а о количестве, священнослужителей, работающих в Храме ежедневно, "в составе одной смены".
Все представители священнического сословия были разделены на несколько подразделений, которые выполняли богослужение посменно. Подобное деление существовало со времен Первого Храма и было принято также в других храмах Востока. Как следует из Книг Ездры и Неемии, в начале эпохи Второго Храма сословие священнослужителей было разделено на четыре большие группы: Иедаия, Иммер, Пашхур и Харим.
Деление на двадцать четыре гильдии, о котором рассказывается в Книге Паралипоменон 1 (глава 24) появилось вскоре после Неемии и сохранялось на протяжении всего периода Второго Храма. Данное деление являлось, по-видимому, результатом официального решения, в соответствии с которыми были собраны вместе представители определенных семей, возможно, на основании предыдущих связей между ними. Три из названий предыдущих групп (Иедаия, Имер и Харим) сохранили также новые гильдии, четвертое (Пашхур) исчезло без следа. Среди двадцати четырех гильдии наиболее выделялись в эллинистическую эпоху четыре: Иедаия, членами которой являлась семья первосвященников; Иехорив, членами которой был род Хасмонеев, и его пред-
ставители соперничали с гильдией Иедаия за главенствующее положение в сословии; Акоц, в которую входил Иоанн, сын Акоца, который добился предоставления Антиохом Ш грамоты о правах Иерусалима; Билга, члены которой являлись одними из главных проповедников эллинизации в Иудее.
Сословие священнослужителей обладало огромным влиянием. К нему относились первосвященники, ряд членов герусии и большинство виднейших людей Иудеи того времени Непросто найти кого-либо из известных людей, действовавших тогда в Иерусалиме, который бы не относился к сословию священнослужителей.
Законы Торы гарантируют священнослужителям определенные доходы. Для священнослужителей, служивших в Храме, предназначалась часть приносимых жертв. Однако более важную роль играли доходы с урожая (первые плоды, десятина от десятины, приношения, хлеб. Священнослужители также получали выкуп за человеческих первенцев и первенцев скота (см. Неемия 10:36-38).
Определенная неясность присутствует здесь в отношении десятин (маасер). В Книге Неемии сказано, что десятина отдается левитам, которые передают десятую часть от нее священнослужителям. На протяжении эпохи Второго Храма произошли определенные перемены. Однако источники не упоминают о них, представляя дело так, будто бы десятины, а не десятая часть от них, естественным образом принадлежат священнослужителям. По-видимому, эти изменения состоялись в период персидского владычества, после правления Неемии. В персидской и эллинистической Иудее численность священнослужителей значительно превысила численность левитов. В результате этого был установлен новый порядок отчисления десятины, который просуществовал на протяжении всего периода Второго Храма. В ходе заселения Иерусалима Неемия включил в число его новых жителей и левитов.
В Иерусалиме поселялись тогда 456 левитов и певцов, 172 привратника и 1192 священнослужителя, таким образом численность священнослужителей превышала численность левитов почти вдвое. Книга Паралипоменон, которая в основном отражает положение дел в доэллини-стическую эпоху, придает большее значение сословию левитов. По сравнению с этим, бросается в глаза отсутствие информации о них в сочинениях эллинистической эпохи и периода Хасмонеев. Данный факт связан с определенной девальвацией в положении левитов по отношению к священнослужителям в эллинистическую эпоху, одним из признаков которой является также изменение назначения десятин. Однако левиты не утратили полностью свой статус и свою значимость. Антиох Ш в своей грамоте даровал освобождение от уплаты налогов наряду со священнослужителями и членами герусии и певцам, которые, разумеется, являлись членами сословия левитов.
Другой важной группой жителей Иерусалима в то время были книжники', занимавшиеся толкованием Торы. Данная группа возникла в дни Ездры и Не-емии. Они составляли костяк секты ревнителей, которая боролась за неуклонное соблюдение законов Торы во времена Иуды Маккавея.
Еще в начале эпохи Второго Храма важную роль в городе начали играть ремесленники. Развитие ряда прикладных искусств было связано с потребностями Храма. Среди прочих строителей стены Книга Неемии (глава 3) упоминает также серебряных дел мастера и изготовителей благовоний. Перечень ремесленников и описание их работы приводит в своей книге Бен-Сира (глава 35). Из "Послания Аристея" также можно заключить, что прикладное искусство было весьма распространено в Иерусалиме.
36. Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле;
37. без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем;
38. и однако они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами;
39. но поддерживают быт житейский, и молитва их - об успехе художества их.
(Книга Бен-Сира, 38: 36-39).
Важное место в жизни Иерусалима занимали также лоточники, бакалейщики и иные
торговцы. Бен-Сира без особой симпатии привел в своей книге несколько примеров
их поведения. Исходя из них невозможно сделать вывод, чем именно они торговали
(Бен-Сира 26:27).