ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Мы располагаем весьма небольшим количеством сведений относительно того, что происходило в Иерусалиме во время завоевательного похода Александра Великого. Греческие и римские писатели, составившие биографии Александра и описавшие его свершения: Арриан, Диодор, Плутарх, Курций Руф и Юстин почти ничего не сообщают о коротком пребывании Александра в Земле Израиля, упоминая лишь об осаде двух важных городов Газы и Тира.
      В "Иудейских древностях" (книга 11, глава 8) Иосиф Флавий приводит подробный рассказ о посещении Иерусалима Александром и о почестях, которые оказал ему первосвященник. В соответствии с ним, еще во время осады Тира Александр направил первосвященнику письмо, в котором потребовал прислать ему подкрепление и провиант, а также уплатить налоги, которые до этого выплачивались Дарию. Первосвященник Иаддуй (Ядуа) ответил ему, что он связан клятвой верности Дарию и не сможет нарушить ее при его жизни. После захвата Тира и Газы Александр отправился в Иерусалим. Первосвященник в сопровождении большой свиты из числа священнослужителей и жителей города встретил его на Горе Скопус (Цофим), откуда открывается вид на Иерусалим и Храм. "Ханаанеи и халдеи", сопровождавшие царя, надеялись, что разгневанный неповиновением Александр позволит им разграбить город и предать первосвященника позорной смерти. Этого, однако, не случилось. В тот момент, когда царь увидел Иаддуя во всем его блеске и имя бога, написанное на венце, который украшал голову первосвященника, он глубоко поклонился ему и приветствовал его. Когда впоследствии приближенные царя спросили его о причинах столь странного поведения, он ответил им, что образ первосвященника явился ему во сне еще в Македонии, призвал его пойти на войну с Дарием и предсказал ему его победу.
      После того, как Александр прибыл в Иерусалим, он принес жертву в Храме в соответствии с указаниями первосвященника и продемонстрировал уважительное отношение также и к остальным священнослужителям. Иаддуй попросил царя о том, чтобы он разрешил евреям жить в соответствии с их законами, и последний с готовностью согласился. Он также сообщил, что евреи, которые пожелают присоединиться к его армии, смогут соблюдать свои обычаи. Многие евреи действительно вступили на его службу.
      Похожий рассказ приведен также и в Талмуде (Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 69:1). Однако в соответствии с ним, встреча состоялась не на горе Цофим, а вблизи Антипатра (Рош ха-Аин), а первосвященником в то время был не Иаддуй, а Симон Праведный (Шимон ха- Цадик).
      Большинство исследователей считают, что эти рассказы являются плодом фантазии, и их историческая ценность весьма сомнительна. Как у евреев, так и у других народов присутствует тенденция, в соответствии с которой Александру Македонскому приписывается положительное отношение к ним, и он превращается в своего рода фольклорного героя. Можно также предположить, что за рассказом Иосифа Флавия стояло намерение придать дополнительную славу Иерусалима, связав его с известным греческим героем. Таким образом, хотя и отсутствуют какие-либо достоверные данные о посещении Иерусалима Александром, нет оснований отрицать такую возможность: Александр вполне мог быть в городе во время своего пребывания в Иудее (после захвата Газы или по возвращении из Египта). Рассказ Иосифа Флавия, однако, ни в коем случае не может служить доказательством этому'.