ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Взаимоотношения между греками и коренным населением восточных стран представляли собой важнейшую проблему эллинистической эпохи. Во вновь созданных городах отсутствовала традиция культов и праздников, которая была столь характерна для городов Греции. Стройная система подобных мероприятий, развившаяся на протяжении столетий, с успехом занимала свободное время и энергию гражданина полиса. С течением времени подобные традиции получили развитие и в новых городах Востока, однако данный процесс был весьма сложным и включал в себя наряду с элементами греческой культурной традиции также и значительную примесь местных обычаев.
Их взаимодействие во многом определило культурный облик элли- нистических городов. В некоторых местах, например, в прибрежных финикийских поселениях и в Вавилоне, греки столкнулись с высокоразвитой городской культурой. Финикийские города были одними из первых на Востоке, которые наложили на свой облик отпечаток греческой традиции. Представители городской элиты прошли процесс эллинизации и через некоторое время их образ жизни, воспитание и имена уже невозможно было отличить от греческих. Поскольку характерной чертой при- надлежности к эллинистической цивилизации были образ жизни и культура человека, а не его происхождение, то отсутствовали какие-либо препятствия на пути ассимиляции представителей различных этнических групп Востока, в первую очередь членов высших слоев городского общества, среди греческих переселенцев.
По прошествии всего несколько поколений образовался смешанный пласт, чья культура и нормы поведения были типично греческими, а этническая принадлежность - самой различной. Представители бедных слоев населения Востока также зачастую перенимали греческую культуру, в основном, вследствие браков: немало иммигрантов-греков прибыли на Восток одиночками и впоследствии женились на местных женщинах. Однако. тенденция к слиянию с греками была более характерна для местной элиты. Коренное население, которое подвергалось дискриминации. пребывало в состоянии экономического и политического упадка. Их недовольство положением дел выражалось обычно в пассивном сопротивлении, но иногда происходили и открытые бунты. В некоторых случаях такое сопротивление подогревалось местными жрецами, однако зачастую они вступали в союз с эллинистическими монархами. Следует отметить, что установление новых порядков не всегда приводило к ухудшению положения простого народа. В некоторых случаях создание полисов приносило пользу и коренным жителям. В ряде стран Азии их уровень жизни и политическое положение заметно улучшились в результате расселения греков. В больших городах, таких, как Александрия, и, вероятно, Селевкия на берегу реки Тигр, наряду с созданием полиса возникли также и особые формы политической организации жителей, не имевших прав гражданства в нем.
Уменьшение влияния эллинизма в странах Востока
      Со временем влияние эллинизма на Востоке начало уменьшаться. Греки в восточных странах находились в численном меньшинстве, и соотношение между ними и коренными жителями росло в пользу последних. Начиная со второго века до новой эры источники человеческих ресурсов в Греции и Македонии начали иссякать, что привело к прекращению потока эмигрантов. В противоположность подъему эллинизма в первой половине описываемой эпохи, ближе к ее окончанию наблюдается растущее влияние восточных цивилизаций на самих греческих переселенцев. Они переняли многие традиционные взгляды жителей Востока на институты власти и монархию, накопленный в восточных странах опыт администрации и научные достижения.
      Однако наиболее значительным было влияние Востока на эллинизм в религиозной области. Греческие переселенцы не были выходцами из единого места. Хотя все они поклонялись общегреческим богам, но наиболее значительные культы были связаны у них с местными богами и героями, характерными для каждого города или местности. Переезд на Восток привел к утрате связи с родиной и с характерными для нее традициями, и, в то же время, культы, связанные с новыми местами жительства, еще не успели развиться. Таким образом, переселенцы не были объединены какой-либо общей традицией, что оставляло место для принятия ими обычаев и религиозных практик Востока. Прошло немного времени, и греческие иммигранты начали идентифицировать местные божества с теми или иными гречески- ми богами, видя в их именах "перевод" их греческих названий. Смешанные браки безусловно способствовали развитию данного процесса.
      С политической точки зрения эллинистическая эпоха завершилась с присоединением Египта, последнего независимого эллинистического государства, к Римской империи в 30 году до н. э. В социальной и культурной сферах эллинизм продолжал существовать, несмотря на усиливающееся восточное влияние, до конца античной эпохи. Даже исламское завоевание Ближнего Востока в седьмом веке нашей эры не уничтожило окончательно эллинистическую цивилизацию. Мусульманская наука, которая начала развиваться начиная с восьмого века в Багдаде, являлась в определенном смысле, продолжением эллинистической научной традиции.
      Вышеупомянутые тенденции целиком и полностью отразились на истории Земли Израиля, которая начиная с четвертого века до новой эры находилась в самом сердце эллинистической цивилизации. Распространение эллинизма на Востоке и результаты его столкновения с принципами и практикой иудаизма во многом определили историю страны. Более того, это столкновение оставило глубокий след также и в истории человеческой цивилизации в целом, и одним из его результатов стало появление христианства.