ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Вершиной греческой цивилизации классической эпохи являлся, несомненно, автономный полис. Ему посвящались произведения поэтов, он восславлялся в сочинениях крупнейших философов. В самой Греции полис начал клониться к закату уже в четвертом веке до н. э., однако многие греки все еще полагали, что полис является единственной формой политического устройства, приемлемой для свободных людей. Греческие иммигранты на Востоке стремились продолжить славную традицию полиса, чтобы не раствориться в массе деревень и городов, в которых отсутствовали традиции политической автономии.
      Цари династии Селевкидов охотно откликнулись на это требование переселенцев, которое вполне соответствовало их собственным политическим стремлениям; система полиса была весьма удобным средством для эффективного управления их огромным государством. Птолемеи, властители Египта, воздержались от внедрения на своей территории полисов. Основное население их страны было сосредоточено на узкой полосе земли вдоль берегов Нила, и их подданные издавна привыкли к нейтралистскому правлению, таким образом можно видеть, что два важнейших эллинистических государства Востока - Сирия Селевкидов и Египет Птолемеев - управлялись по-разному. В Сирии процветали десятки полисов в различных районах страны, в то время, как в Египте существовало лишь три полиса, одним из которых была столица Александрия. Большинство греческих переселенцев в Египте были вынуждены, таким образом, искать для себя иные способы политической организации, однако они не отказались от своих традиционных форм общественной жизни, которая сосредотачивалась вокруг гимнасия. Гимнасий стал своего рода символом греческого образа жизни. С течением времени во многих городах гимназионное воспитание превратилось в непременное условия получения прав гражданства.
      Города, в которых практиковался режим полиса, считались союзниками царя. Основным органом власти в них по традиции являлось народное собрание, которое самостоятельно принимало важнейшие решения, избирало городских служащих и городские советы ("булы"), отвечавшие за ведение текущих дел города. Следует иметь в виду. что в эллинистических государствах Востока полисы являлись чуждым и ненавистным местному населению меньшинством. В связи с этим их положение всегда было довольно небезопасным.
      Безопасность полисов зависела прежде всего от военной поддержки, которую предоставлял им монарх. Это. разумеется, в определенной степени подрывало их независимость. Для обеспечения своего влияния в полисе цари оказывали воздействие на процесс избрания важнейших городских служащих, а в некоторых случаях даже навязывали полисам выгодную им городскую конституцию. В каждом из городов постоянно присутствовал особый царский наместник, точка зрения которого являлась решающей. В некоторых случаях вмешательство монарха в дела города носило "священный" характер, так как в описываемую эпоху было принято обожествление царей. Этот феномен являлся следствием определенных воззрений, бытовавших среди греков и ранее, однако решающее влияние в его формировании оказала атмосфера Востока, где издавна было принято видеть в царе бога.
      Несмотря на все вышеописанные ограничения, внедрение полисов вызвало колоссальные перемены в жизни народов Востока.