ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Вследствие "декларации Кира" впервые в еврейской истории сложилась ситуация, при которой наряду с центром в Земле Израиля существовали также значительные еврейские общины в других странах (рассеяние или диаспора) Данное явление существует и ныне, хотя географическое расположение общин диаспоры кардинально изменилось с тех пор. Основными центрами рассеяния в описываемый период являлись Вавилон и Египет. Некоторые евреи из числа членов вавилонской общины достигли экономического процветания и весьма преуспели в окружавшем их языческом обществе. Поэтому, несмотря на духовное пробуждение евреев Вавилона вследствие "декларации Кира" многие из них не решились оставить накопленное имущество и отказаться от высокого уровня жизни, которым они наслаждались в Вавилонии, и остались на чужбине. Вместе с тем, репатриация в Землю Израиля получила статус значительного предприятия, успех которого важен для всех членов общины без исключения. Часть средств на ее осуществление было пожертвовано евреями, которые продолжали жить в Вавилоне.
      Что же касается евреев Египта, то мы располагаем достоверными сведениями о наличии в описываемом периоде еврейской военной колонии в Элефантине (Ев), в средней части реки Нил (напротив современного города Асуан). На сегодняшний день отсутствует информация о других еврейских поселениях в тогдашнем Египте. Евреи Элефантины обладали своим собственным храмом, в котором отправлялся культ Бога Израиля. После восстановления Храма в Иерусалиме в дни "возвращения в Сион" храм в Элефантине продолжал действовать.
      Каково было отношение евреев Элефантины к Иерусалиму и Иерусалим- скому Храму? Нелегко дать однозначный и полный ответ на этот вопрос. Некоторый свет на данный вопрос проливает один из дошедший до нас папирусов. Он содержит письмо, адресованное членами общины Элефантины пехе Иудеи Багохи в 408 году до н.э. Причиной посылки письма послужило разрушение элефантинского храма египетскими жрецами в 410 году до н.э. В письме выражена просьба о том, чтобы Багохи, используя свое влияние, добился у сатрапа Египта разрешения на восстановление храма. Члены общины готовы уплатить Багохи значительную сумму денег за его труды. Из данного послания также вытекает, что до этого они обращались с аналогичной просьбой к Иерусалимскому первосвященнику Йоханану, который не удостоил их ответом.
      Молчание Йоханана в ответ на письмо не было случайным. Можно пред- положить, что сторонники еврейской обособленности, во главе которых стоял в то время первосвященник, без симпатии относились к наличию независимого храма за пределами Иерусалима. По их мнению, Иерусалимский Храм был призван служить единственным религиозным центром евреев, как в Земле Израиля, так и в диаспоре. Также возможно, что Йоханан видел в разрушении элефантинского храма божье наказание за грех евреев, которые основали храм вне избранного Богом города Иерусалима. По мнению некоторых исследователей Йоханан также сомневался в подлинности еврейства членов этой общины,
      С другой стороны, сам факт обращения евреев Элефантины к Иерусалим- скому первосвященнику указывает на то, что они не видели ничего дурного в су- ществовании храма Бога Израиля вне священного города. Объяснением этому может служить предположение о том, что храм был построен в Элефантине до реформ Иосии, которые привели к сосредоточению еврейского богослужения в Иерусалиме. Обращение к первосвященнику свидетельствует и о том, что члены общины ощущали религиозную и национальную близость по отношению к Иерусалиму и Храму.
      Любопытно отметить и тот факт, что в литературе описываемой эпохи мы не встречаем осуждения евреев диаспоры и, в частности, тех из них, которые отказались вернуться в Иудею. Ш. Тальмон так оценивает данное явление:
      ... Ездра и Неемия не считали нужным возражать против пребывания евреев в диаспоре. Они видели в ней важную часть еврейского народа даже и после того, как некоторые евреи рассеяния вернулись в Иудею. Таким образом диаспора получила признание в качестве "постоянной составляющей" еврейской истории, без которой "возвращение в Сион " утрачивает смысл.
      Катедра,4(1977), стр. 29.
      Более того, данная эпоха символизирует собой период, в котором жизнь еврейской диаспоры испытывала прямое влияние событий, происходивших в Земле Израиля, а также сама влияла на их ход. Евреи Вавилонии видели в Иерусалимском Храме свой Храм. Он был восстановлен руками евреев, вернувшихся в Иерусалим из Вавилона, и при помощи пожертвований оставшихся там членов общины. Лидеры евреев той эпохи, определившие духовный облик города на много поколений вперед, руководствовались концепциями строгого монотеизма и еврейской обособленности, которая была выработана в период вавилонского изгнания. Из Вавилона происходили и сами эти руководители.
      В дальнейшем мы увидим, что взаимосвязь между диаспорой и Иерусалимом продолжала укрепляться на протяжении эпохи Второго Храма. Иерусалим и Храм постепенно превращались в религиозный и национальный центр всего еврейского народа, вне зависимости от места пребывания отдельных общин.
Заключение
      "Возвращение в Сион" представляет собой начало процесса возрождения еврейской нации в ее стране в период Второго Храма. Важнейшим звеном данного процесса служит восстановление Иерусалима и Храма. В период вавилонского изгнания, после утраты евреями политической независимости и разрушения их Храма, вдали от родины и в условиях противостояния чужому, языческому миру произошла глубокая перемена в религиозной монотеистической концепции Израиля. Важную роль в этом играли пророки, которые заново пробудили надежды на восстановление независимого еврейского государства во главе с потомком царя Давида. "Декларация Кира" была воспринята как подходящая возможность для осуществления этих чаяний. В начале персидской эпохи при поддержке персидской администрации в Иудею прибыли из Персии первые репатрианты под руководством Шешбацара, Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседека. Их основным достижением бьыо превращение Храма в религиозно-культовый центр еврейского народа. В ходе борьбы между руководителями репатриантов и представителями соседних народов, которая происходила вокруг постройки Храма, впервые проявилась концепция еврейской обособленности и стремление создать еврейское общество, основанное на требованиях строгого монотеизма. Обе данные идеи получили развитие в еврейской общественной и религиозной мысли во время вавилонского изгнания. Эта тенденция была продолжена Ездрой и Неемией, которые видели в Иерусалимском Храме не только религиозный и культовый центр, но и важнейший национальный центр еврейского народа в Земле Израиля и в диаспоре.
      Мессианские чаяния о возрождении израильского царства, возникшие в связи с "декларацией Кира", не оправдались. С исчезновением Зоровавеля были похоронены надежды на возвращение царя из династии Давида. Отныне, во главе нации стоял первосвященник Храма. Вместе с тем, новые волны репатриации во главе с Ездрой и Неемией не позволили окончательно угаснуть надеждам на национальное возрождение еврейского народа.
      Основным результатом эпохи Ездры и Неемии стало укрепление материальной, социальной и религиозной базы еврейского поселения в Земле Израиля: определился также центральный статус Иерусалима и Храма в сознании народа. С той поры евреи начали жить в соответствии с заповедями Торы В центре личной и общественной жизни стоял Храм и совершавшееся в нем богослужение.
      Статус Иерусалима как столицы еврейского народа также значительно ук- репился вследствие роста значения Храма. Восстановление стен города и увеличение численности его населения в дни Неемии заложили основу для развития Иерусалима в будущем. Приобретение городом его особого положения явилось также результатом бескомпромиссной борьбы за особый характер еврейской нации и строгое соблюдение законов Торы, которую вели Ездра и Неемия. В особенности способствовали этому разрыв с самаритянами, запрет браков с представителями соседних народов, запрет на торговлю с чужестранцами по субботам и законы об общественном содержании Храма и священнослужителей.
      Не все из реформ Ездры и Неемии увенчались полным успехом. Социальные и идеологические разногласия относительно характера еврейского общества в Земле Израиля продолжались и в последующие годы. Своего апогея эта борьба достигла в эллинистическую эпоху. Тот факт, что Иерусалим находился в центре этих дискуссий, свидетельствует об исключительном положении города как в еврейском мире, так и за его пределами.