ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Облик города в персидскую эпоху

      Каков был облик Иерусалима в персидскую эпоху и каким образом город развивался? Каковы были его площадь и население?

      Незначительное количество источников информации по данной эпохе вы- нуждает нас ограничиться весьма поверхностным ответом на эти важные вопро- сы.

      Несмотря на то, что речь идет о продолжительном периоде - около двухсот лет, 538-332 гг. до н.э., отсутствуют какие-либо значительные археологические данные об этом времени. Дошедшие до нас письменные свидетельства посвящены исключительно истории сооружения городской стены (Книга Неемии).

      Вследствие скудности сведений мы расскажем здесь лишь о строительстве стены Иерусалима в дни Неемии. Мы попытаемся восстановить линию хода стены, а также оценить величину города, его топографическое положение и архитектуру в интересующий нас период. Для этого мы приводим здесь отрывок из статьи И. Цафрира "Стены Иерусалима в эпоху Неемии".

      Особый интерес представляют для нас отрывки, рассказывающие о сооружении стены. Основываясь на них, мы можем сделать вывод о площади города, о его архитектуре и топографическом положении. Из текста Книги Неемии становится ясно, что речь идет о восстановлении и постройке заново стены, которая была разрушена Навуходоносором. Отсюда ряд исследователей пришел к выводу, что из описания в Книге Неемии можно заключить не только о топографии Иерусалима в эпоху Неемии, но и о топографии города в период царства, до его разрушения вавилонянами. Ученые, занимавшиеся данными исследованиям, разделились на две группы. Первая из них получила название "школы максималистов". По мнению ее представителей, описания города из Книги Неемии свидетельствуют о том, что Иерусалим являлся большим по площади городом. Он охватывал юго-восточный холм (Город Давида), холм Офел и Храмовую гору, которые составляют Нижний город эпохи Второго Храма, юго-западный холм (Верхний город эпохи Второго Храма, сегодня территория Еврейского и Армянского квартала и Горы Сион). расположенное между ними ущелье ("Тиропеон" эпохи Второго Храма) и, частично, северные холмы, на которых сегодня располагаются Мусульманский и Христианский кварталы. Важнейшими представителями данной школы в более поздний период ее существования были исследователи Симмонс и Венсан.

      Иной точки зрения придерживались сторонники "школы минималистов". Они утверждали, что стена Неемии, как и стена города в эпоху Первого Храма была гораздо менее длинной и огибала лишь территорию юго-восточного холма, то есть Город Давида и Храмовую гору. Данную точку зрения с наибольшей убедительностью и полнотой выразил М. Ави-Иона в статье "Стены Неемии с точки зрения минималиста".

      Что же касается хода стены в период Неемии, то следует признать правоту "минималистов". Их точка зрения была подтверждена, в частности, результатами недавних раскопок в Иерусалиме. Настоящая статья является своего рода продолжением статьи М. Ави-Ионы и основывается на выводах его исследования. Раскопки были проведены на юго-западном холме, в Еврейском и Армянском кварталах, и на горе Сион. Ни на одном из данных участков не были обнаружены сколько-нибудь существенные предметы, относящиеся к эпохе "возвращения в Сион". Основываясь на значительном числе исследованных участков и на их разбросе, можно утверждать, что в данную эпоху не существовало городского поселения на юго-восточном холме.

      Вместе с тем, результаты данных раскопок, полностью опровергли ряд других важных положений, которые до сих пор считались бесспорными. Так, выяснилось, что нет никакой возможности судить о площади города в конце эпохи Царства по описаниям, содержащимся в Книге Неемии ...

      Раскопки, проведенные под руководством К. Кенъон на юго-восточном холме, показали, что и здесь картина является более сложной, чем представляли себе исследователи ранее. С самого начала стена была сооружена здесь у нижнего окончания восточного склона, неподалеку от источника Гихон. Многочисленные здания иевусейской и израильской эпох (до завоевания города Навуходоносором) были построены друг над другом на отвесном восточном склоне холма. В 586 году до н. э. этот район города был разрушен и остался незаселенным и в дальнейшем. Разрушения, причиненные этому кварталу, были столь велики, что Неемия предпочел провести стену над ним, то есть в верхней части склона холма. С помощью данного открытия Кенъон объяснила отрывок 2:14 из Книги Неемии, в котором рассказывается о его, ночной поездке:

      "И подъехал я к воротам Источника и к царскому водоему; но там не было места пройти животному, которое было подо мною".

      По ее мнению, руины домов, которые были обнаружены в ходе раскопок, не позволили Неемии продолжить его путь по восточной части города и заставили его повернуть назад. Поэтому, городская стена на юго- востоке была построена вдоль линии, тянувшейся по верхней части холма. Она проходила по ней в период Второго Храма, в византийскую и арабскую эпохи, вплоть до десятого века новой эры. "Иевусейская стена" и "башня Давида", которые были открыты археологами Макалистером и Денкеном в двадцатых годах нашего столетия и считались образцами иевусей-ских и израильских укреплений, были построены, по мнению Кенъон, в период Хасмонеев. Близлежащий участок стены был отнесен к персидской эпохе. Тем самым была впервые подтверждена гипотеза о том, что на данном участке стена была впервые возведена по распоряжению Неемии.

      На первый взгляд полученные результаты вызывают разочарование. Выясняется, что Иерусалим периода Неемии, размеры которого не изменились существенным образом и в дальнейшем, на протяжении ранней эллинистической эпохи до восстания Хасмонеев, несмотря на многочисленные восторженные отзывы представлял собой весьма небольшой город. Вместе с тем строительство стены во времена Неемии безусловно являлось непростой задачей, если учесть малонаселенность Иерусалима в ту пору и тот факт, что

      "ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену"

      Неемия, 4:10.

      После того, как по прошествии пятидесяти двух дней стена была построена, выяснилось, что площадь города все же достаточно велика по сравнению с численностью его населения (Неемия, 7:4). Вследствие этого Неемия принял решение о переселении в Иерусалим десятой части жителей деревней и небольших городов страны (Неемия, 11:1).

      Раскопки, проведенные в городе в шестидесятых и семидесятых годах, заново открыли вопрос о ходе стены Неемии. Новые данные помогут разъяснить ряд не совсем ясных мест из текста Книги Неемии. В трех различных отрывках Книги (2:13-15; 3:1-32, 12:31-40) приводится описание местности, по которой проходила стена.

      Некоторые из названных в тексте ориентиров могут быть опознаны (по меньшей мере, приблизительно). Так, вне всякого сомнения. Скотские ворота располагались в северной части Храмовой горы. Башня Меа и башня Хананэля располагались в северо-западном конце Храмовой горы. Они контролировали седловину, которая соединяла Храмовую гору с расположенным к северу от нее высоким холмом. Здесь находилось традиционно слабое место в обороне города, которое укреплялось не раз и впоследствии (при Хасмонеях и Ироде). Отводной Силоамский водоем располагался на юге поблизости от выхода отводного канала. Там же находились Навозные ворота и ворота Источника. Водные ворота находились в восточной части города. Можно предположить, что они служили жителям, которые хотели спуститься к источнику Гихон. Хотя отводной канал и доставлял его воды в город, не исключено, что люди пользовались также и его естественным выходом. Среди всех вышеперечисленных объектов нет ни одного, который можно было бы опознать по археологическим находкам и в точности указать на его расположение. Исключение здесь составляют т. н. ворота Долины. Большинство исследователей приняли точку зрения Элъта, предложенную в 1928 г., в соответствии с которой ими являются ворота, обнаруженные при раскопках Кроуфорта и Фицджеральда на западном склоне Офела. Они функционировали в Хасмонейскую эпоху, однако, по мнению археологов, их сооружение следует отнести к более раннему времени. Некоторые специалисты даже предположили, что они были построены в иевусейский период. В любом случае не вызывает сомнения, что их возвели не позднее периода Царства.

      Так как точные размеры города неизвестны, то не представляется возможным в точности определить длину городских стен, возведенных Неемией. Приближенная оценка, основанная на "минималистском" предположении о том. что Иерусалим в описываемый период располагался лишь на вершине юго-восточного холма, а площадь Храмовой горы была меньше, чем площадь времен Ирода, дает приблизительную длину в 2 200 метров. Следует иметь в виду, что данное число имеет весьма приблизительный характер. Таким образом, следует принять во внимание, что вероятность ошибки при наших вычислениях весьма велика...

      И. Цафрир, "Стены Иерусалима в эпоху Неемии", Катедра, 4(1977), стр. 31- 42.

Оценка численности населения города

      В своей статье И. Цафрир утверждает, что территория Иерусалима в пер- сидскую эпоху и составляла около четверти его территории в конце периода Первого Храма. По оценкам, она равнялась 12 гектарам. В начале данной эпохи Иерусалим являлся малонаселенным городом, однако в дальнейшем, благодаря реформам Неемии, его население начало расти. Существует предположение о том, что на исходе персидской эпохи вблизи города возникли неукрепленные предместья.

      Можно предположить, что в конце персидской эпохи в Иерусалиме проживало около 4 800 человек. Таким образом становится ясно, что в данную эпоху Иерусалим представлял собой весьма небольшой город, как по площади, так и по численности населения, по сравнению с концом эпохи Первого Храма.


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz