ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Отсутствуют какие-либо сведения о том, что происходило в Иерусалиме и в Иудее на протяжении периода времени с 516 года до н.э., освящение Храма, по 458 год до н.э., прибытие Ездры в Иерусалим. Существует предположение, что в этот период, то есть в начале царствования Ахашвероша (Ксеркса), Иерусалим оказался втянутым в орбиту восстания, которое разразилось в Египте в 485 году до н.э. Об этом имеется весьма туманный намек в Книге Ездры:
      6. А в царствование Ахашвероша, в начале царствования его, написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима.
      Ездра, 4:6.
      Таким образом, любые выводы относительно событий данного периода остаются лишь предположением. Библейское описание возобновляется с прибытием в Иудею из Вавилона Ездры во главе большого каравана переселенцев. Это событие состоялось на седьмом году царствования Артаксеркса Первого, то есть в 458 году до н э.
      Ездра имел при себе особую царскую грамоту, своего рода разрешение на переселение в Иудею, которое потребовалось, по-видимому, из-за политических обстоятельств того времени Персидские власти были заинтересованы в репатриации евреев Вавилона вследствие серьезных мятежей, которые периодически вспыхивали в подвластном им Египте. Можно предположить, что Артаксеркс желал поддержать преданное ему население на границах Египта.
      Библейский источник не сообщает непосредственную причину репатриации Ездры-"книжника" в Иерусалим. Некоторое пояснение можно обнаружить в следующем отрывке из Книги Ездры:
      10. Потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде.
      Ездра, 7:10.
      Отсюда можно понять, что Ездра прибыл в Иерусалим с целью внедрить законы Торы так, как они были истолкованы изгнанниками в Вавилоне. Переезд Ездры в Иерусалим явился следствием глубокой внутренней связи, существовавшей между евреями Вавилона и Иудеи. Вавилонская община считала, что на ней лежит значительная доля ответственности за происходящее в Иерусалиме и Хра- ме.
      Репатриация Ездры не была исключительно его частным предприятием. Можно видеть в нем своего рода благотворительную миссию вавилонских евреев, которые отправили вместе с ним группу переселенцев и дары в пользу Храма (Ездра, глава 8). "Декларация Кира" была дана еврейскому народу в целом, в соответствии с ней был заново отстроен Храм. Ездра же прибыл в Иудею с царской грамотой, которая разрешала ему лично назначать судей над всеми евреями по западную сторону Иордана и следить за исполнением законов Торы. Полномочия Ездры включали также подробное перечисление наказаний, которым будут повергнуты нарушители этих законов:
      26. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу".
      Ездра, 7:26
      Впервые законы Торы получили статус законов государства, на территории которого проживали евреи. Это означало, что еврей, преступивший закон Торы, должен дать ответ за свое преступление по законам государства.
      12. Артаксеркс, царь царей, Еэдре священнику, учителю закона Бога небесного совершенному, и прочее.
      13. От меня дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева и из священников его и левитов, желающий идти в Иерусалим, шел с тобою.
      14. Так как ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей,
      15. И чтобы доставить серебро и золото, которое царь и советники его пожертвовали Богу Израилеву, Которого жилище в Иерусалиме,
      16. И все серебро и золото, которое ты соберешь во всей области Вавилонской, вместе с доброхотными даяниями от народа и священников, которые пожертвуют они для дома Бога своего, что в Иерусалиме.
      17. Поэтому немедленно купи на эти деньги волов, овнов, агнцев и хлебных приношений к ним и возлияний для них, и принеси их на жертвенник дома Бога вашего в Иерусалиме.
      18. И что тебе и братьям твоим заблагорассудится сделать из остального серебра и золота, то, по воле Бога вашего, делайте.
      19. И сосуды, которые даны тебе для служб в доме Бога твоего, поставь пред Богом Иерусалимским.
      20. И прочее потребное для дома Бога твоего, что ты признаешь нужным, давай из дома царских сокровищ.
      21. И от меня, царя Артаксеркса, дается повеление всем сокровищехранителям, которые за рекою: все, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте:
      22. Серебра до ста талантов, пшеницы до ста коров, и вина до ста батов, и до ста же батов масла, а соли без обозначения количества.
      23. Все, что повелено Богом небесным, должно делаться с тщанием для дома Бога небесного, дабы не было гнева Его на царство, царя и сыновей его.
      24. И даем вам знать, чтобы ни на кого из священников или левитов, певцов, привратников, нефииеев и служащих при этом доме Божием не налагать ни подати, ни налога, ни пошлины.
      25. Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою, - всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите.
      26. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу".
      Ездра 7: 12-26.
      В этот период особую актуальность приобрел вопрос о смешанных браках, как видно из книги Ездры:
      По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев;
      2. Потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными; и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою.
      [...] 14. Неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения?
      Ездра, 9:1-2, 14.
      По инициативе Ездры был создан специальный орган, занимавшийся рас- смотрением вопросов о смешанных браках. Книга Ездры завершается списком иудеев, женатых на нееврейках. Она ничего не рассказывает об изгнании нееврейских жен; в то же время нам известно, что борьба против смешанных браков продолжилась также и в дни Неемии. Отсюда мы можем заключить, что попытка изгнания жен-неевреек, предпринятая Ездрой, завершилась неудачей.
      История проблемы смешанных браков отражает борьбу, которая велась в Иерусалиме во второй половине пятого века до н.э. и начале четвертого века до н.э. между группой ревностных сторонников еврейской обособленности, во главе которых стояли Ездра и Неемия, и более умеренной партией, которая стремилась к интеграции соседей Иудеи, прежде всего самаритян, в еврейское общество. В этой борьбе приняли участие также различные внешние силы. Ее результаты оказали решающее влияние на облик еврейского общества в последующих поколениях.
      Тора не содержит тотального запрета смешанных браков, хотя и присутствует запрет на браки с представителями древних ханаанских народов из-за их язычества (Исход 34:4-7; Второзаконие, 7:3). Особенно суровый, вечный запрет принят в отношении браков с аммонитянами и моавитяиами в связи с их враждебностью к Израилю (Второзаконие, 23:4-7). Разрешаются браки с идумеями и египтянами в третьем поколении (там же, 23:8). Отсутствует какой-либо запрет на браки с филистимлянами, хеттами и другими народностями. Таким образом, Ездра распро- странил вечный запрет на брак с аммонитянами и моавитанами на все другие народы.
      Ревнители еврейской обособленности стремились предотвратить сближение между евреями Палестины и их соседями, самаритянами и ашдодцами, а возможно, и с представителями различных племен Заиорданья, часть из которых даже перешла в иудаизм. Подобное сближение явилось результатом повседневных контактов между евреями и их окружением, а также привлекательности, которой обладали в глазах чужеземцев еврейская религия и Иерусалимский Храм. Религиозная и политическая близость зачастую приводила к заключению браков между евреями и чужестранками. Браки такого рода наблюдались, в частности, среди вельмож, коэнов и левитов.
      Вавилонские евреи видели в Иерусалимском Храме свой Храм. В противо- положность компромиссной позиции ряда представителей первого поколения изгнанников, они поставили вопрос о чистоте еврейского народа в центр своей религиозной концепции. В соответствии с этим, требование об изгнании нееврейских жен во времена Ездры является прямым продолжением неприятия самаритян во времена Зрубавеля. В этом требовании нашло выражение также представление о "святом народе", которое получило развитие в период вавилонского изгнания, и идея об абсолютном следовании законам Торы в соответствии с их пониманием членами круга Ездры.
      Целью Ездры и его сторонников было очищение евреев, возвращавшихся из плена, от любых языческих и "евреизированных" элементов, с которыми они смешались в годы пребывания на чужбине. Борьба против браков с чужестранками являлась частью более широкой дискуссии о ритуальной чистоте и скверне. Точка зрения Ездры и его единомышленников соответствовала общей концепции о том, что строжайшее соблюдение принципов ритуальной чистоты является способом хранения завета, заключенного между народом и Богом, и способом предотвращения божественного гнева и наказания. Подчеркнем еще раз, что эта идея о чистоте отсутствовала в период Первого Храма и получила развитие лишь во время вавилонского изгнания.
      Характерно, что даже цари династии Давида женились на чужестранках, и, впоследствии, дети, рожденные от подобных браков, также занимали царский престол.
      Отношения Иудеи с ее соседями, и, в частности, вопрос о смешанных браках, продолжали оставаться на повестке дня в течение всей персидской эпохи. Победа сторонников обособленности привела в конечном итоге к полному расколу с самаритянами и определила облик иудаизма на протяжении эпохи Второго Храма.