ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      В 539 году до н.э. армии персидского царя Кира нанесли поражение вави- лонянам и захватили Вавилон. Этот год принято считать началом нового этапа в истории народов Ближнего Востока вообще и народа Израиля, в частности.
      Победа Кира пробудила небывалый энтузиазм среди еврейских изгнанников в Вавилоне, который сопровождался ростом мессианских чаяний. Они отразились в словах Исайи Второго (Так принято именовать автора глав 40-66 Книги Исайи. Его настоящее имя не дошло до нас, в текстах его пророчеств не упоминается какая-либо современная ему историческая личность за исключением Кира. Можно предположить, что предсказания Исайи Второго были сделаны в период царствования Кира и крушения Вавилонской империи:
      Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;
      2. Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю.
      3. И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени. Бог Израилев.
      4. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты и не знал Меня.
      5. Я Господь и нет иного; нет Бога кроме Меня; я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня.
      6. Дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме меня; Я Господь и нет иного.
      7. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
      Исайя, 45:1-7; также Исайя, 44:28; 52:1-2; 62:1-12.
      В 538 году до н.э. Кир обнародовал декларацию, которая разрешила евреям вернуться в Иерусалим и заново построить Храм:
      2. Так говорит Кир, царь Персидский, все царства земли дал мне Господь, Бог небесный и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.
      3. Кто есть иэ Вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме.
      4. А все оставшиеся, во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме.
      Книга Ездры, 1:2-4. Ср. с Паралипоменон II, 36:22-23.
      Помимо этой официальной декларации Кир также издал приказ на арамейском языке, которым разрешил строительство Храма и осуществление в нем жертвоприношений, определил размеры здания Храма и вид строительных материалов для его постройки. Кир также распорядился выделить средства, необходимые для работ, из царской казны и вернуть захваченную вавилонянами храмовую утварь в Храм.
      3. В первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божьем в Иерусалиме, пусть строится дом на месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей;
      4. Рядов из камней больших три, и ряд из дерева один, издержки пустить выдаются из царского дома.
      5. Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место свое и помещены будут в доме Божием.
      Ездра, 6:3-5.
      Итак, после пятидесятилетнего изгнания, иудеям было разрешено вернуться на родину и отстроить заново свой храм. Следующая запись, сделанная на «овальном камне» позволит вам судить о принципах политики Кира по отношению к различным народам, находящимся на территории его империи.
      Соответствует ли она тем принципам, который Кир соблюдал в отношении евреев?
      [Однако] Мардук, [увидев], что все храмы их городов лежали в развалинах, смотрел во всех странах и [искал] честного правителя, который будет по нраву своим поданным. Одного из них он позвал: "Кир, Царь Аншанский" и сделал его правителем всего мира, ... от ... и до Ассирии и Суз, и городов Замбан, Метурну, Дейр и всей границы земли, которая по другую сторону Тигра, и чьи храмы были дотоле разрушены, [всем им] я вернул [изваяния] богов, которые были в них, и основал им храм навечно. Я собрал всех их жителей и определил место проживания.
      "Декларация Кира" пробудила среди вавилонских изгнанников не только надежду на скорое возвращение на родину, но и стремление к приобретению по- литической независимости, то есть к возобновлению иудейского царства под властью династии Давида. Эти чаяния нашли отражение в пророчествах Иезекииля и Исайи Второго:
      21. То скажи им: так говорит Господь Бог, вот, Я возьму сынов Израилевых из Среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их.
      22. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства.
      23. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими, и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили и очищу их, - и будут моим народом, и Я буду их Богом.
      24. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их.
      25. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; и там будут жить они и дети их, и дети детей их вовеки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно.
      26. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их и поставляю среди них святилище Мое на веки.
      Иезекииль, 37:21-26.
      Определите отношение Иезекииля к причинам вавилонского плена:
      "Декларация Кира" не могла удовлетворить эти ожидания. В рамках либе- ральной политики Кира по отношению к религиям его поданных и вследствие его решения восстановить разрушенные храмы, евреи, наравне с другими народами, могли снова исповедовать иудаизм в своем священном городе. Однако он не планировал восстановление разрушенного города, а лишь Храма. Его приказ о возвращении храмовой утвари также вытекал из решения восстановить Храм. Такой же приказ был отдан относительно ограбленных храмовых сокровищ других народов. Таким образом, "декларация Кира" не содержала в себе обещания какой-либо автономии помимо автономии богослужения. Подобная "свобода отправления культа" была предоставлена и другим храмовым государствам на территории персидской империи.
      Различие между чаяниями изгнанников и намерениями Кира породило немало трудностей впоследствии. Руководители еврейского народа той эпохи: Зрубавель (Зрубавель), Еэдра и Неемия, неустанно пытались воплотить в жизнь, пусть даже частично, национально-религиозные надежды евреев в их стране.
Источники сведений по истории евреев в персидскую эпоху
      Среди источников сведений по истории евреев данного периода необходимо прежде всего отметить библейские источники: Книги Ездры и Неемии и Книги пророков Аггея (Хаггая), Захарии и Малахии Содержание Книг Ездры и Неемии изложено также и в так называемой Внешней Книге Ездры (Вторая Книга Ездры в русской традиции), однако ее вклад в наше понимание данной эпохи весьма незначителен. Наиболее важными источниками информации о жизни еврейской общины Иудеи на протяжении ста первых лет эпохи Второго Храма являются Книги Ездры и Неемии.
      Книга Ездры рассказывает о первых волнах еврейской репатриации из Вавилона в Эрец Исраэль после обнародования "декларации Кира", которые проходили под руководством Шешбацара, Зрубавеля (Зрубавеля) и самого Ездры.
      Книга Неемии рассказывает о репатриации под руководством Неемии, строительстве стены вокруг Иерусалима и реформах Неемии.
      Данные сочинения охватывают период в сто лет: с 538 года до н.э. и до 432 г. до н.э.
      Однако и здесь повествование имеет отрывочный и неполный характер. Книги Ездры и Неемии практически не содержат информации о политической ситуации, на фоне которой происходили описываемые события. Рассказ в них сводится к внутренней истории еврейской общины Иудеи. К сожалению, даже этот рассказ является фрагментарным и неполным. Так, отсутствуют какие-либо сведения о периоде, прошедшем с момента окончания строительства Храма, 516 год до н.э., и до прибытия в страну Ездры в 458 г. до н.э. Ничего не говорится о дальнейшей судьбе Зрубавеля и Ездры; изложение деятельности Неемии во время его второго срока на посту правителя страны также весьма неполно.
      Археологические находки, относящиеся к персидской эпохе, очень. В частности, значительное количество папирусов того времени было обнаружено в Вади Далия. Предполагается, что они принадлежали беженцам из Самарии и были написаны в 375-335 гг. до н.э. Среди других находок, относящихся к данной эпохе, следует назвать остраконы, которые были обнаружены в Шикмоне, Шомроне, Доре, Лахише, Эйн-Геди, Беэр-Шеве, Араде и других местах.
      Они содержат тексты на иврите, арамейском и финикийском языках. Обычно в них приводятся списки еврейских, арамейских, финикийских, арабских, вавилонских, египетских и иных личных имен; накладные о посылке продуктов и товаров. Не удалось обнаружить среди них упоминания о каких-либо политических событиях того времени. Вместе с тем, они служат неоценимым источником информации о быте людей данной эпохи. Мы также черпаем из них сведения о военном и фискальном устройстве страны и, косвенным образом, о составе ее населения. При раскопках были также обнаружены монеты, печати и различные предметы со следами печатей, содержащие имена и титулы правителей страны. На некоторых из них встречается имя "Ехуд", что свидетельствует об административном статусе провинции Иудея и имена императорских служащих.
      На основании этого краткого обзора можно получить представление о трудностях, которые возникают при изучении истории евреев в персидскую эпоху. Число доступных нам источников информации невелико, они зачастую имеют весьма туманный характер. Отсюда вытекает невозможность восстановления по- следовательности событий обсуждаемого периода во всей ее полноте.