ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Одной из важнейших проблем исследовании Иерусалима в наши дни является расположение и границы города в ханаанскую и израильскую эпохи. Можно утверждать, что в эпоху, предшествовавшую царю Давиду, т.е. в ханаанский и иевусецский периоды, город не выходил за пределы юго-восточного холма.
      Древние жители Иерусалима сумели несколько расширить границы города, воздвигнув его восточную стену не на вершине склона, а посередине его'. Однако несмотря на это, ширина территории не превышала приблизительно 130 метров. Ее длина, с севера на юг, составляла около 350 метров, а площадь - около 30-40 дунамов. Таким образом, можно отнести Иерусалим к городу средних размеров, в соответствии со стандартами ханаанских городов поздней эпохи бронзы.
      Расширение города за пределы его иевусейских границ началось, по-видимому, во времена правления царя Давида (строительство милло, о котором упоминается в Паралипоменоне I, 11:8).
      Большинство исследователей считает, что "милло" происходит от ивритского слова "миллуй" (заполнение). По их мнению заполнение, милло, соединяло Город Давида с Горой Сион (Мория, Храмовая Гора). Основываясь на данном предположении, принято считать, что рост города во время правлении царя Давида носил весьма ограниченный характер. Расширение городских границ к северу произошло, в основном, при царе Соломоне. В Книге Царств III 9:15 говорится, что Соломон построил "милло и стены Иерусалима" (см. также Книга Царств, III, 9:24, 27). То есть, Соломон завершил строительство милло на всем протяжении седловины, соединявшей Город Давида с Горой Сион Это позволило Соломону включить в черту города Гору Сион, на которой он возвел ряд зданий и в их числе Храм и царский дворец. В результате площадь Иерусалима достигла 140 дунамов.
      Демографическая информация в древние времена носила весьма противоречивый характер. В целом, можно утверждать, что литературные источники, сообщающие данные о численности населения, ненадежны и содержат преувеличения. Поэтому, в своих оценках численности населения древних городов исследователи опираются на археологические свидетельства. В соответствии с данным методом вычисляют площадь части города, застроенной жилыми домами (общественные здания не считаются, так как они не служили для проживания людей) и умножают полученное число на количество людей, проживавших на 1 дунаме.
      Ученые пришли к выводу, что коэффициент плотности населения в среди- земноморском регионе в древние времена составлял 40-50 человек на 1 дунам. В соответствии с этими данными археолог М. Броши пришел к следующим выводам относительно библейского Иерусалима:
      Период царствования Площадь города в дунамах Число жителей
      Давид 50 2000
      Соломон 130 5200
      Иосия 500 20 000
      Проблема водоснабжения Иерусалима напрямую связана с предыдущей темой нашей дискуссии - ростом города на исходе периода Царства. Рост города и его населения мог произойти лишь после решения задачи водоснабжения города.
      Источник Гихон служил единственным источником водоснабжения города в течение многих поколений до того, как был предложен способ накопления дождевой воды в выдолбленных в скале и отштукатуренных водосборниках. Данный способ был изобретен, по- видимому, во П эпоху среднего бронзового периода (1800-1600 гг. до н.э.). Результатом этого явилось уменьшение зависимости жителей от близости источников воды. В продолжение всего этого времени Гихон находился за городскими стенами и особые "Водные ворота" вели из города к источнику. Для того, чтобы обеспечить бесперебойную доставку воды в город жители Иерусалима возвели ряд подземных сооружений. Далее мы приводим их описание археологом И.Шило, который руководил археологическими раскопками в Городе Давида:
      Особую главу в истории Иерусалима израильской эпохи представляют собой подземные водные сооружения, которые были построены и действовали на протяжении этого периода. В Иерусалиме был единственный источник воды - Гихон, который служил жителям города с тех пор, как это место было впервые заселено в начале эпохи бронзы. Источник Гихон располагается у подножия холма (это определяется гидрологическими законами) вне городской стены. С этим была связана серьезная проблема обороны города: во время осады его жители лишались доступа к воде. Стандартным технологическим решением в древние времена была маскировка источника снаружи и прокладка в скале туннеля, по которому воды источника поступали внутрь города. Подобный туннель обеспечивал снабжение жителей города водой как в дни осады, так и в мирные времена.
      Особенностью источника Гихон является тот факт, что в отличие от других аналогичных источников, которые черпают свои воды из подземного водного слоя почвы (аквифер), он является "пульсирующим источником". То есть, Гихон "выбрасывает струи воды один раз в несколько часов. Таким образом, перед его потребителями встает серьезная задача: каким образом "поймать" выбрасываемые струи, как накапливать воду и обеспечить нормальное водоснабжение?
      В течение последних ста лет были открыты и исследованы фрагменты трех подземных сооружений, созданных для использования вод Гихона. Наиболее известным из них является т. н. "водопровод Езекии", по которому сегодня водят экскурсии. Он представляет собой туннель, пробитый в скале, и его длина составляет около 530 метров. Туннель проходит от источника и до юго-западной границы Города Давида, где был сооружен "пруд" или "отводной водоем". Высеченная в камне надпись, ко- торая была обнаружена около южного окончания туннеля, а также библейские описания его строительства не оставляют сомнения, что он был сооружен во время правления царя Езекии. "Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских" (Книга Царств IV, 20:20). Укрепления, возведенные Езекией вокруг западного холма (современный район Горы Сион, Еврейского и Армянского кварталов), позволили также защитить и отводной водоем, который находился в наиболее уязвимом с военной точки зрения месте, у серединного ущелья.
      Второе из подземных сооружений известно под названием "отводной канал" Он проходит вдоль основания восточного склона Города Давида, за пределами его укреплений, от источника к району накопительных водоемов на юге. Возможно, что к нему относятся слова Исайи "... водами Силоама, текущими тихо ..." (Исайя. 8:6). Отводной канал частично проложен в земле, а частично высечен в скале в виде туннеля. В его восточной стене проделаны отверстия, через которые можно отвести часть воды, текущей в южном направлении, для полива сельскохозяйственных земель в Кидронской долине. Археологическая экспедиция, ведшая раскопки в Городе Давида, исследовала около 140 метров канала, в его начале, середине и конце.
      Однако наибольший интерес из этих трех сооружений представляет т. н. "шахта Уоррена", открытая в 1867 британским исследователем Чарльзом Уорреном и названная в его честь. Шахта напрямую связывала источник с вершиной холма и проходила под сегодняшним участком G. После того, как шахта была исследована Уорреном (1867) и Паркером (1909), участок над ней был засыпан. В результате этого дальнейшее исследование сооружения не представлялось возможным. Мы воспользовались помощью альпинистов, которые проникли в шахту через ее нижнюю часть, и горных инженеров из Южной Африки, которые сумели открыть ее сверху. После этого стало возможным частично исследовать шахту. Она начинается в городе, в месте, располагающемся выше линии укреплений, в помещении, вырубленном в скале. Верхняя часть шахты представляет собой наклонный коридор со ступеньками, который постепенно переходит в горизонтальный туннель высотой 10 метров и шириной 3 метра. Расстояние от входа и до окончания горизонтального туннеля составляет 42 метра. Он переходит в вертикальную шахту длиной 15 метров, которая направлена вниз. Эта шахта заканчивается на уровне вод Гихона, которые поступают в нее при помощи специального, канала. Этот канал был включен впоследствии в "водопровод Езекии". Жители города спускались по ступеням до верхнего отверстия шахты Уоррена, и черпали с ее дна воду, которая служила, таким образом, своего рода подземным колодцем.
      Геологическое исследование этого подземного сооружения было проведено геологом Даном Гилем. Оно показало, что вертикальная шахта имеет естественное происхождение. Строители воспользовались ей и включили ее в построенную ими систему туннелей. Таким образом была заранее исключена возможность проникновения врагов по подземным туннелям в город из района источника, который находился вне городских стен. Такая возможность существовала в подобных сооружениях в Мегиддо, Гивоне и Евлааме. Есть основания предполагать, что данное сооружение являлось частью проекта перестройки Иерусалима как столицы Израиля и Иудеи в десятом веке до н. э.
Мы, как и многие другие исследователи, не можем согласиться с гипотезой, которая идентифицирует "трубу", упоминаемую в рассказе о завоевании Иерусалима Давидом с шахтой Уоррена. В противном случае следует предположить, что ею пользовались еще в иевусейском Иерусалиме. Значение Иерусалима подчеркивается наличием в нем нескольких систем водоснабжения, в отличие от других, менее важных административных центров, имевших лишь одну такую систему. Шахта Уоррена обеспечивала возможность беспрепятственного доступа жителей к воде.
Можно предположить, что ее использование было начато в Иерусалиме в десятом или девятом веке до н. э., аналогично подобным сооружениям в других городах. "Силоамский канал" одновременно служил для отвода излишков воды в накопительные водоемы на юге и для полива сельскохозяйственных угодий. "Водопровод Езекии", построенный в конце восьмого века до н. э., является наиболее совершенным решением для накопления вод Гихона и их максимального использования. Водопровод, не- уязвимый в дни мира и войны, подавал все выброшенные источником воды в накопительные водоемы в юго-западной части города. Они располагались в укрепленном участке новой городской территории, которая включала западный холм и стены, возведенный в дни правления Езекии. Существовала возможность одновременного использования всех трех систем водо- снабжения, каждая из которых при этом выполняла свою особую функцию. После создания "водопровода Езекии" три данные системы действовали параллельно вплоть до разрушения города в 586 году до н.э.
      И. Шило, Город Давида - ханаанский и израильский Иерусалим, с.38.
      Уже в дни царствования Соломона городу нелегко было ограничиться лишь источником Гихон. Поэтому, водоснабжение Храма и системы зданий, построенных Соломоном на Храмовой Горе, осуществлялось при помощи вырубленных в скалах колодцев. Новые городские кварталы, которые возникли между восьмым и шестым веками до н.э., накапливали требуемую им воду в больших открытых водоемах, располагавшихся в низменных частях города. Использовались также и колодцы, вырубленные на городских холмах. Воды источника Гихон и вода, накапливаемая в колодцах и водоемах, служили многим поколениям горожан также на всем протяжении персидской и эллинистической эпох. Лишь в конце периода Хасмонеев или в дни правления Ирода, когда имеющиеся средства уже не могли удовлетворить потребность Иерусалима в воде, ее начали доставлять в город при помощи акведуков.