ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Иерусалим лежал в развалинах около 50 лет, до "возвращения в Сион". Парадоксальным образом, именно физическое уничтожение города придало ему главенствующее положение в национальном сознании иудеев и породило среди вавилонских изгнанников мессианские чаяния на возрождение Иерусалима во всей его славе. Боль утраты была очень острой, как мы можем понять из пророчеств Иеремии и Иезекииля и из "Плача Иеремии". Однако наиболее сильное выражение дал этому тяжелому ощущения автор псалма 136 из Книги Псалмов:
      При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе.
      2. На вербах посреди его повесили мы наши арфы.
      3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и
      притеснители наши - веселия: пропоите нам из песней Сионских
      4. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
      5. Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя.
      6. Прильни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
      Псалтирь, Псалмы, 136:1-6.
      Разрушение города и Храма воспринималось вавилонскими изгнанниками как проявление Божьего гнева, как наказание за грехи народа, который нарушил свои завет с Б- гом. Оправдались предупреждения пророков ( в особенности Иеремии: 7:2-14) о том, что Иерусалим и Храм могут пасть.
      Подобная концепция привела к массовому покаянию. Только искупление совершенных грехов сможет вернуть Б-га к его народу и привести к возрождению избранного города. Особую роль играли здесь слова тех пророков, которые предвидели не только разрушение Иерусалима, но и его величие в будущем, как города Б-га, столицы Израиля и царей дома Давида, в который вернутся изгнанники со всех концов света.
      4. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся;
      5. Снова разведешь виноградники на горах Самарин; виноградари, которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими.
      6. Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят: вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Б-гу нашему".
      Иеремия З1, 4-6.
      В Вавилоне появился и великий пророк утешения, слова которого дошли до вас в Книге Исайи:
      Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Б-г ваш.
      2. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.
      [...] 9. Взойди на высокую гору, благовествующии Сион! возвысь с силою голос свой, благовествующин Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Б-г ваш!
      10. Вот, Господь Б-г грядет с силою, и мощь Его со властию. Вот награда Его с Ним и воздаяние Его перед лицем Его.
      11. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
      Исайя 40:1-2, 9-11.
      В заключение этой темы приведем отрывок из книги А.Урбаха "Пустыня и земля обетованная", анализирующий изменения в концепции еврейской веры вообще и в образе Иерусалима в частности, которые произошли в Вавилонском изгнании.
      Деятельность Иезекииля в качестве руководителя изгнанников как нельзя лучше выражает превращение народа, жившего в Иудее, в религиозную общину, находящуюся за пределами родины. Иезекиилъ происходил из семьи священнослужителей, которая, по-видимому, относилась к Иерусалимской знати. В числе других вельмож он был изгнан в Вавилон в 597 году вместе с Иехонией. В Вавилонии он жил в городе Тель-Авив, расположенном на реке Кевар. По-видимому, в то время он был еще достаточно молодым человеком, так как последнее из его пророчеств датируется 1 ниссана 571 года, то есть спустя 27 лет после высылки (Иезекииль, 29:17).
      5 тамуза 593 года в одном из своих видений Иезекииль был призван к про- роческой деятельности (там же, 1:1-2).
      Иезекиилъ не похож на более ранних пророков. Он записывает свои видения в прозе в то время как другие пророки обычно используют поэтический стиль. Само содержание его видений также значительно отличается от видений его предшественников. Фантастические галлюцинации, в которых они призывались на роль пророков, занимали весьма незначительное место у Исайи и Иеремии. Большая часть их пророчеств имела обыденную форму, которая имела символическое значение (например, Иеремия, 1:11,13; 18:1-3; 24:1-2; Амос, 7:1-9). У Иезекииля мы встречаем значительное количество фантастических сцен, содержащих непонятные нам детали...
      Однако и содержание идей Иезекииля заставляет нас поместить его отдельно от других пророков. В частности, это касается вопросов культа. Амос и Иеремия категорически отвергали идею, в соответствии с которой жертвоприношения являются основным элементом Моисеева учения (Амос, 5:25;Иеремия, 7:22). Практически все пророки считали, что форма отправления культа никак не связана с сутью взаимоотношений между народом и его Б-гом (Амос, 5:21-24; Осия, 5:6-7; Исайя, 1:11-13; Михей, 5:5-8; Иеремия, 7:8-10). Иной точки зрения придерживался Иезекииль. Он утверждал, что правильное поведение в глазах Господа связано неразрывной связью с тщательным соблюдением установленных правил отправления культа. Основной целью такого поведения является очищение и освящение народа перед Б-гом. По его мнению, главной виной предыдущих поколений было то, что их представители неправильным образом совершали Б-гослужение...
      После разрушения Храма Иезекииль поставил целью своей деятельности убедить изгнанников в том, что следует верить в возрождение царства. Зная, что эта мечта действительно осуществилась, мы не можем в полной мере представить себе, насколько абсурдной могла показаться вавилонским изгнанникам надежда на восстановление еврейской государственности в Стране Израиля. Ни один из изгнанных народов древнего Востока не вернулся на свою родину. Почему же судьба иудеев должна быть иной? В этом проявилось сходство между Иезекиилем и другим пророками Израиля, которые всегда, в дни мира и войны. "плыли против течения". Его старший современник Иеремия также утешал изгнанников своими пророчествами (Иеремия, глава 31). На протяжении последних десятилетий жизни Иезекииля тема утешения и надежды превратилась в главную тему его творчества. Результатом его деятельности, основанной на непоколебимой вере в вечность народа Израиля, явилась особая атмосфера, в условиях которой стало возможным "возвращение в Сион".
      Как и Иеремия ранее, Иезекииль понимал под словом "Израиль" древнее объединение двенадцати колен. Отсюда следует его непоколебимая уверенность в том, что также и Северному царству предстоит возродиться из пепла. Эта концепция ясно и систематически представлена в главе 37, стихах 15-28. Сегодня мы не располагаем какими-либо сведениями о судьбе самарийских изгнанников. Иезекииль же наверняка имел такие сведения, а возможно даже и поддерживал с бывшими северными соседями постоянные взаимоотношения. Его пророчества слу- жили утешением также и для них. В дни "возвращения в Сион " к репатриантам- иудеям присоединилась также и значительная часть бывших жителей Северного царства.
      В одном важном аспекте Иезекииль проявил себя новатором по отношению к классической пророческой традиции. До него пророки обычно обращались к народу в целом. Упреки в недостойном поведении и угроза будущего наказания относились ко всему Израилю. Поначалу Иезекииль также адресовал свои слова к общине: поражение в войне с вавилонянами и изгнание он интерпретировал как наказание за коллективный грех. Однако после того как оно было приведено в исполнение, и евреи познали глубину своей вины, он впервые обратился непосредственно к человеку, к отдельному члену общины Израиля. Впервые в истории пророков Иезекииль начал заботиться о душе человека. При этом он отвергает старую пословицу "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иезекииль, 18:2), подчеркивая, таким образом, личную ответственность человека за свои поступки.
Тем самым Иезекииль принимает на себя задачу духовного наставления каждого иудея и ощущают свою ответственность за люБ-го человека, сошедшего с верной дороги (там же. глава 33, 1-33). Таким образом, священнослужитель, выполнявший ранее технические культовые функции, превратился в духовного учителя, а народ, который ранее объединял лишь единый национальный культ, превратился в духовную общину, сплотившуюся вокруг своего наставника. Подобное изменение носило характер подлинной религиозной и социальной революции. Непосредственное обращение к индивидууму, установление его личной, без наличия посредников, связи с Б-гом привело к углублению религиозных чувств изгнанников. Наступила эпоха индивидуальной религии. Этот элемент не исчез и тогда, когда в результате "возвращения в Сион" вновь создались условия, необходимые для национальной жизни евреев. Репатрианты были совершено другими людьми по сравнению с их изгнанными предками.
      Э. Э. Урбах, "Пустыня и Земля Обетованная", II, стр. 240-248.