ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      История последних лет Иерусалима в качестве столицы независимого Иу- дейского царства представляет собой одну из наиболее драматических и печальных глав истории города. С гибелью Иосии были похоронены последние надежды на возрождение государства в границах царства Давида и Соломона.
      Сыновья Иосии, Иоахаз и Иоаким, правили Иерусалимом в эпоху, когда борьба между Вавилоном и Египтом достигла своего апогея. Их неудачные попытки использования противоречий между двумя державами и внутренние разногласия относительно того, какой политической ориентации следует придерживаться, усугубили и без того тяжелое политическое положение Иудеи и усилили напряженность среди жителей Иерусалима.
      Победа Вавилона в борьбе за гегемонию на Ближнем Востоке определила, в конечном итоге, также судьбу Иудеи и Иерусалима.
      В данном разделе особое внимание будет обращено на образы двух выдающихся пророков: Иеремии, который действовал в Иерусалиме и играл решающую роль в событиях тех бурных лет, и Иезекииля, который хотя и жил в Вавилоне, но наблюдал за происходившим в столице Иудеи в последние годы ее существования.
     
Иерусалим - от гибели Иосии до вавилонского порабощения.
      После смерти Иосии его сын Иоахаз взошел на царский престол:
      "И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и помазали его, и воцарили его вместо отца его".
      Книга Царств IV, 23:30.
      Иоахаз стал царем несмотря на то, что был младшим из двух сыновей Иосии. Этот шаг объясняется наличием внутренних разногласий между сторонниками проегипетской ориентации и провавилонскими кругами. Последние настаивали на продолжении политики Иосии, а некоторые из них были даже готовы принять вавилонское господство над страной, чтобы предотвратить ее порабощение Египтом. По-видимому, Иоаким был известен своими проегипетскими симпатиями, в то время, как Иоахаз стремился продолжить политическую линию своего отца. Этим же объясняется вмешательство простонародья, "народа земли" в процесс наследования. Этот элемент, традиционно хранивший верность династии Давида и ее несменяемости, придерживался ангиегипетской позиции. Следует отметить, что он обладал достаточной силой и влиянием для того, чтобы сделать царем человека вопреки принципу первородства. Иоахаз правил на протяжении трех месяцев. Он был низложен фараоном Нехао, который выслал его в Египет. Фараон возвел на престол его брата Елиакима, чье имя он изменил на Иоаким. С 609 по 605 год до н.э. Земля Израиля находилась под властью египтян. Иоаким являлся лишь формальным правителем страны и платил высокую дань фараону.
      Египетское порабощение страны не было длительным. В 605 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор Второй разбил египетскую армию при Каркемише на реке Евфрат. В результате этой решительной победы страна Израиля стала частью сферы влияния Вавилона.
     
Вавилонская оккупация и восстание Иоакима
      В Иерусалиме не сразу оценили значение перемены в расстановке сил на Ближнем Востоке и ее возможные последствия для Иудеи. О происходившем в городе в момент приближения вавилонской армии, видимо в 604 году, после захвата Навуходоносором Ашкелона, рассказывается в книге пророка Иеремии.
      9. В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских.
      10. И прочитал Варух написанные в свитке слова Иеремии в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в новые ворота дома Господня, вслух всего народа.
      [...] 14. Тогда все князья послали к Варуху Иегудия, сына Нафании, сына Селемии, сына Хусии, сказать ему: свиток, который ты читал вслух народа, возьми в руку твою и приди". И взял Варух, сын Нирии, свиток в руку свою и пришел к ним.
      15. Они сказали ему: "сядь и прочитай нам вслух". И прочитал Варух вслух им.
      16. Когда они выслушали все слова, то с ужасом посмотрели друг на друга, и сказали Варуху: "мы непременно перескажем все сии слова царю".
      17. И спросили Варуха: "скажи же нам, как ты написал все слова сии из уст его?"
      18. И сказал им Варух: "он произносил мне устами своими все сии слова, а я чернилами писал их в этот свиток".
      19. Тогда сказали князья Варуху: "пойди, скройся, ты и Иеремия, чтобы никто не знал, где вы".
      20. И пошли они к царю во дворец, а свиток оставили в комнате Елисама, царского писца, и пересказали вслух царя все слова сии.
      21. Царь послал Иегудия принесть свиток, и он взял его из комнаты Елисама, царского писца; и читал его Иегудни вслух царя и вслух всех князей, стоявших подле царя.
      22. Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед ним горела жаровня.
      23. Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца. Царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне.
      24. И не убоялись и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии.
      25. Хотя Елиафан и Делаия и Гемария упрашивали царя не сожигать свитка, но он не послушал их.
      26. И приказал царь Иерусалимеилу, сыну царя, и Сераии, сыну Азриилову, и Селемии, сыну Авдиилову, взять Варуха писца и Иеремию пророка; но Господь сокрыл их.
      Иеремия 36:9-10, 14-26.
      Профессор А. Маламат оценивает происходившие события следующим образом:
      Дата захвата Ашкелона имеет большое значение для выяснения исторической основы одного из пророчеств Иеремии. В Иеремия, 36:9 мы читаем: "В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост перед лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских". Объявления поста скорее всего связано с усилением чувства надвигающейся опасности. Дата объявления поста в Иерусалиме приходится на момент наступления вавилонян на Ашкелон (девятый месяц пятого года царствования Иоакима совпадает с месяцем кислеве первого года правления Навуходоносора). Теперь мы можем в полной мере осознать драматизм событий, происходивших в этот момент в Иерусалиме. Пророк Иеремия видит в сдаче города вавилонянам единственный путь спасения. Он приказывает Варуху зачитать перед собравшимся в Храме народом свиток, содержащий предупреждение: "непременно придет царь Вавилонский и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот" (там же, 36:29). Государственный совет (совет князей), который собрался в тот день в связи с чрезвычайным положением, решает прислушаться к словам пророка и передать свиток на рассмотрение царю. Последний, однако, пренебрежительно отнесся к предостережению и приказал сжечь свиток. Отсюда можно заключить, что в описываемый момент Иоаким все еще надеялся сохранить независимость страны и не хотел сдаваться Вавилону. Однако дни политической самостоятельности Иудеи были сочтены.
      А. Маламат, "Последние войны Иудейского царства", с. 301-302.
      В конце концов Иоаким вынужден был принять власть Вавилона, но ненадолго. Спустя три года он восстал против своих новых хозяев. Восстание началось во время военного похода, который Навуходоносор предпринял против египтян в месяце кислев 601 года до н.э. Поход завершился, не принеся безусловной победы ни одной из сторон, а вавилоняне понесли тяжелые потери. Иоаким расценил это как признак военной слабости вавилонского царства и решил, что настал удобный момент для того, чтобы сбросить его иго с Иудеи. Карательные меры вавилонян против Иудеи были лишь вопросом времени. На первом этапе Навуходоносор ограничился посылкой халдейских отрядов, находившихся поблизости, и войск, набранных в соседних странах. Их вторжение в южную часть Иудеи привело к массовому бегству населения из пограничных районов в Иерусалим. На следующем этапе войны Навуходоносор послал своих военачальников осадить Иерусалим. Лишь на седьмом году своего правления, в 598 г. до н.э., Навуходоносор лично отправился в Иерусалим, находившийся к тому времени в осаде (Книга Царей IV, 24:10-11).
      Сведения об осаде города мы можем почерпнуть из вавилонской хроники того времени:
      "На седьмом году, в месяц кислев, собрал царь аккадский свое войско и отправился в страну Хет и остановился возле города Иудея, и во второй день месяца адар захватил город. Царя забрал, а царя по своему нраву поставил. Взял с города большую дань и отправил ее в Ва- вилон".
      Из текста хроники следует, что через некоторое время после того, как царь подошел к городу (менее трех месяцев), ему удалось захватить его. Навуходоносор изгнал царя Иудеи, а на его место поставил царя "по своему нраву". Что же касается личности изгнанного царя и его преемника, то хроника умалчивает об этом. Библейские источники также содержат ряд неясностей и противоречий относительно судьбы Иоакима и Иехонии и не дают однозначный ответ на этот вопрос.
      Прочитайте и сравните следующие отрывки из Книги Царств IV, 24:1-17 и из Книги Паралипоменон II, 36:1-10.
      1. Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него.
      2. И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, - посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих, пророков.
      3. По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манассии, за все, что он сделал;
      4. И за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровию невинною, Господь не захотел простить.
      5. Прочее об Иоакиме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских,
      6. И почил Иоаким с отцами своими, и воцарился Иехония, сын его вместо него.
      7. Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский все, от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало царю Египетскому,
      8. Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Нехушта, дочь Елиафана, из Иерусалима.
      9. И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его.
      10.В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, подвергся город осаде.
      11. И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его.
      12. И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, - и взял его царь Вавилонский в восьмый год своего царствования.
      13. И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем;
      14. И выселил весь Иерусалим, и всех князей,и все храброе войско, - десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли.
      15. И переселил он Иехоиию в Вавилон; мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон.
      16. И все войско, числом семь тысяч, и художников, и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон,
      17. И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию.
      Книга Царств IV, 24:1-17.
      1. И взял народ земли Иохаза сына Иосина, и воцарили его, вместо отца его, в Иерусалиме.
      2. Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме.
      3. И низложил его царь Египетский в Иерусалиме, и наложил на землю пени сто талантов серебра и талант золота.
      4. И воцарил царь Египетский над Иудеею и Иерусалимом Елиакима, брата его, и переменил имя его на Иоакима; а Иоахаза, брата его, взял Нехао, и отвел его в Египет.
      5. Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме. И дела он неугодное в очах Господа, Б-га своего.
      6. Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтоб отвести его в Вавилон.
      7. И часть сосудов дома Господня перенес Навуходоносор в Вавилон, и положил их в капище своем в Вавилоне.
      8. Прочие дела Иоакима и мерзости его, какие он делал и какие найдены в нем, описаны в книге царей Израильских и Иудейских. И воцарился Иехония, сын его вместо него.
      9. Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился и три месяца и десять дней царствовал в Иерусалиме. И делал он неугодное в очах Господних.
      10. По прошествии года, послал царь Навуходоносор, и велел взять его в Вавилон вместе с драгоценными сосудами дома Господня, и воцарил над Иудеею и Иерусалимом Седекию, брата его.
      Паралипоменон 11,36:1-10.
      Какие проблемы изучения судеб Иоакима и Иехонии возникают при исследовании этих отрывков?
      На основании информации, содержащейся в Библии и в Вавилонской хронике, исследователи полагают, что Иоаким умер во время осады города, а царский престол занял его сын Иехония. Спустя три месяца Иехония решил сдаться и передать город вавилонянам, которые короновали вместо него Матфанию, сына Иосии, изменив его имя на Седекию. Именно он и был тем самым "царем по нраву" Навуходоносора.