ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Информацию об Иерусалиме во время похода Санхерива мы черпаем из нескольких источников.
      1. Библейские источники.
      - Книга Царств IV, главы 18 (строфа 13 и далее) по 19.
      - Исайя, главы 36-37.
      - Книга Паралипоменон II, 32:1-23.
      - Отрывки из Книг Пророков: Исайя 1:5-9, 10:28-32; Миха 1:9-16.
      2. Ассирийские источники.
      - Анналы Санхерива.
      В соответствии с библейскими источниками, Санхерив вторгся в Иудею и захватил Лахиш (в русском переводе Библии - Лахис) и другие укрепленные города страны. Вслед за этим он послал военную экспедицию для захвата Иерусалима. Один из ее руководителей по имени Рабсак попытался убедить защитников города сдаться.
      17. И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего.
      18. И звали они царя. И вышел к ним Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
      19. И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?
      20. Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
      21. Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломанную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
      22. А если вы скажете мне : "на Господа Б-га нашего мы уповаем", то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: "пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?
      Книга Царств IV, 18:17-22.
      Из текста Книги Царств IV, глава 18, следует, что ассирийская экспедиция во главе с Рабсаком вела настоящую психологическую войну. Ассирийская пропаганда ставила своей целью повлиять на жителей осажденного города и ослабить их волю к сопротивлению. Поэтому Рабсак проигнорировал предложение посланника Езекии говорить по-арамейски, и вел беседу на иудейском диалекте, распространенном среди простых жителей страны.
      26. И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна, и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по- иудейски вслух народа, который на стене.
      27. И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами. [...]
28.
      30. И пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: "спасет нас Господь, и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского".
      Книга Царств IV, 18:26-27, 30.
      Рабсак подверг критике политику царя и, в особенности, его веру в Б-га, с помощью которой Езекия надеялся укрепить волю народа к победе. В сложившейся обстановке Езекия послал делегацию к пророку Исайе для того, чтобы попросить его совета. Пророк, как следует из библейского текста, выразил одобрение действий царя:
      6. И сказал им Исайя: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
      7. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
      Книга Царств IV, 19:6-7.
      Через некоторое время царь Ассирии вновь послал своих людей к Езекии:
      10. Так скажите Езекии царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Б- г твой, на которого ты уповаешь, думая "не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского".
      11. Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, - и ты ли уцелеешь?
      Там же. 19:10-11.
      По получении этого послания Езекия молится Б-гу и просит его помощи:
      15. Иерусалимолился Езекия перед лицом Господним, и говорил. Господи, Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Б-г всех царств земли. Ты сотворил небо и землю.
      16. Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь, открой, Господи, очи Твои, и воззри и услышь слова Сеннахи-рима, который послал поносить Б-га живого!
      17. Правда, о. Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их.
      18. И побросали Б-гов их в огонь; но это не Б-ги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их
      19. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Б-г один.
      Там же, 19:15-19.
      Пророк Исайя по-прежнему поддерживает царя в его действиях:
      20. И послал Исайя, сын Амосов, к Езекии сказать. Так говорит Господь, Б-г Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал.
      21. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима.
      22. Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос, и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева. [...J 32. Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
      33. Тою же дорогою, которую пришел возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь.
      34. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.
      Там же, 19:20-22,32-34.
      Пророчество Исайи сбылось. В Книге Царств рассказывается о небесном провидении, которое привело к снятию осады с Иерусалима:
      35. И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые.
      36. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
      Книга Царств IV, 19:35-36 и Исайя, 37:36-37.
      Иное описание произошедших событий мы находим в анналах Санхерива. нхерив, царь Ассирии, рассказывает о своем третьем походе в "страну Хет", ассирийское название Земли Израиля и Сирии), который состоялся 31 году до н.э. Целью похода было подавление бунта царей Финикии и страны Израиля. Санхерив сражался с Ашкелонским царством, с египетскими экспедиционными силами" и с Иудеей. Все эти войны увенчались победой Санхерива. В анналах Санхерива так описана его война с Иудеей:
      "Что же до Езекии-иудея, который не сдался моей мощи, то я осадил 46 его могущественных городов, окруженных стеной, и бесчисленное множество маленьких поселений вокруг них при помощи земляных насыпей, таранов, подкопов и проломов и нападения пехотинцев. 150200 (сто пятьдесят тысяч двести) человек, маленьких и взрослых, женщин и мужчин, лошади, мулы, ослы, крупный и мелкий скот без счета взял я трофеями. Его самого я запер в Иерусалиме, его столице, как птицу в клетке. Забросал его землей и не дал ему выйти из ворот города. Города, которые я захватил у него, отобрал и подарил царю Ашдода Магнату, царю Экрона Фади и царю Газы Цалвалю, и, таким образом, уменьшил я его царство. Кроме того, к годичной дани добавил я приношения и подарки. А Езекия растаял от моего грозного царского блеска, его "арби" и отборное его войско, которых он поставил для защиты Иерусалима - столицы, бежали [от него]. 30 талантов золота, 800 талантов серебра, драгоценные камни... вместе со своими дочерьми, наложницами, музыкантами, а также своего посланца послал он ко мне в Ниневию, мой столичный город, чтобы заплатить мне дань и принять мою власть".
      Основная проблема, с которой мы сталкиваемся при сравнении библейского описания событий похода с информацией анналов, заключается в результатах похода. Сумел ли Санхерив заставить Езекию сдаться и наложить на него тяжелую дань, как это следует из ассирийских документов и из описания в Книге Царств IV, 18:13-16, или же отступил в спешке, оставив за собой сто восемьдесят пять тысяч трупов, в соответствие со сказанным в Книге Царств IV, 19:35.
      Среди ученых приняты два мнения по данному вопросу. В соответствии с одним из них, библейская и ассирийская версии относятся к различным этапам похода, состоявшегося в 701 году до н.э. В начале Езекия капитулировал и вынужден был уплатить дань ассирийскому царю. Эти события нашли отражение в ассирийских источниках и в Книге Царств IV, 18:13-16. Однако Санхерив не ограничился этим и потребовал сдачи столицы и выдачи самого иудейского царя. После этого начался второй этап похода. Санхерив послал в Иерусалим Рабсака с требованием к защитникам города сдаться и открыть городские ворота, на что Езекия ответил отказом. Осада завершилась внезапным отступлением ассирийцев, которое, по понятным причинам, не было упомянуто в ассирийских хрониках
      В соответствии со второй точкой зрения, библейский текст механически смешивает описания двух различных походов, состоявшихся в разное время. Первый из них произошел в 701 году до н.э. и завершился поражением Езекии. Рассказ об этом содержится в Книге Царств IV, 18:13-16 и в анналах Санхерива. Второй поход был предпринят в последние годы правления Санхерива, и его описание в анналах отсутствует. Он завершился поражением ассирийцев. Библейский автор соединил описания двух данных походов с тем, чтобы подчеркнуть чудесное спасение Иерусалима и осуществления пророчества Исайи:
      "Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его."
      Книга Царств II, 19:7.
      Отрывок из статьи Б. Мазара о походе Санхерива в Иудею. В данной статье автор пытается восстановить события, связанные с ассирийским походом в Иудею, осадой Иерусалима и ее последствиями:
      В ходе этого похода, который сопровождался многочисленными жертвами и разрушениями, Санхерив достиг Лахиша, располагавшегося во второй области Иудейской низменности (Книга Иисуса Навина, 15:39), осадил этот укрепленный город и захватил его. Царь Ассирии расположился в Лахише со своей ставкой и превратил его в базу для дальнейших набегов на города Иудеи, которые один за другим пали в руки ассирийцев. Спустя короткое время линии обороны страны были полностью разрушены. Тяжелым ударом явилось для Иудейского царства опустошение ряда его областей и массовые изгнание их жителей, которое практиковали ассирийцы. Картины осады и взятия Лахиша представлены на т.н. "рельефах Санхерива", которые были обнаружены среди развалин царского дворца в Ниневии. Эти рельефы создают представление о техниках осады и штурма, применявшихся ассирийской армией, и о взятии крепостей. Также изображены на рельефах суд, который вершил Санхерив над видными гражданами города, жестокое убийство пленных, изгнание жителей города, разрушение плантаций вблизи Лахиша, а также сцены из жизни ассирийского лагеря и солдат армии Санхерива...
      Свидетель происходивших событий, пророк Михей (Миха), описывает в своей книге мрачные картины гибели городов низменности:
      "Потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего, до Иерусалима... ибо сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима"
      Книга пророка Михея, 1:9 и далее.
      Среди городов, которых постигло бедствие, Михей упоминает Лахиш, Морешеф-Геф (Морешет-Гат), Ахзив, Мареша, Оделлам. Все они располагались в Иудейской низменности. В своих хрониках Санхерив утверждает, что он отторг от Иудеи значительные области в районе Низменности и присоединил их с территориям филистимских государств Ашдода, Экрона и Газы. Из его слов также следует, что один из ассирийских отрядов даже осадил Иерусалим и возвел вокруг города земляные насыыпи. В то же время основные силы ассирийцев был направлены на захват Аскалона (Ашкелона), который являлся союзником Иудеи. В сложившихся обстоятельствах Езекия был вынужден капитулировать перед царем Ассирии. Из книги Анналов мы узнаем, что Езекия отправил Санхериву огромный выкуп, который включал 30 талантов золота, 800 талантов серебра, драгоценные камни, сурьму, мебель, покрытую резной слоновой костью и дорогим деревом, а также своих дочерей, наложниц и знатных придворных. В других документах эпохи Санхерива также от- мечается, то Езекия сдался на милость царя Ассирии, который потребовал от него уплатить высокую дань. Среди условий мира было также освобождение из иудейского плена царя Экрона Фади. Эти сведения, которые мы черпаем из ассирийских источников, вполне соответствуют библейским данным, в особенности рассказу в главе 18 Книги Царств IV. Там сообщается о том, что Санхерив захватил укрепленные города Иудеи и превратил Лахиш в свою ставку. Туда и направил Езекия делегацию с тем, чтобы сообщить царю Ассирии о капитуляции.
      "И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского триста талантов серебра (восемьсот талантов в соответствии с ассирийским источникам) и тридцать талантов золота".
      Книга Царств IV, 18:14.
      Для того, чтобы уплатить требуемую сумму, Езекия практически опустошил царскую казну и сокровищницу Храма, а также вырезал часть дверей Храма и укоротил столбы, покрытые им золотом ранее, в дни величия Иудеи.
Осада Иерусалима и поражение ассирийской армии
      На этом закончился первый этап войны. Ни один из дошедших до наших дней ассирийских источников не содержит каких-либо сведений о ее продолжении. В библейских текстах содержатся противоречащие друг другу упоминания о втором этапе войны Иудеи с Ассирией, в ходе которого Санхерив внезапно оставил стену, а Иерусалим был спасен от ассирийского завоевания. Некоторые ученые полагают, что эти противоречия могут быть преодолены, если предположить, что Санхерив предпринял два похода в Страну Израиля, первый из них состоялся в 701 году до н.э., а второй - в 693 или в 689 году до н.э. Данное предположение неприемлемо, так как оно не подтверждается ассирийскими источниками. По-видимому, Санхерив не удовлетворился капитуляцией Езекии и усилил осаду Иерусалима с тем, чтобы заставить его открыть городские ворота перед посланной из Лахиша армией во главе с верховным военачальником Тартаном. Данное решение ассирийского царя было, по- видимому, связано с военными приготовлениями египтян, которые, почувствовав непосредственную угрозу со стороны Ассирии, собирались начать войну против Санхерива. Таким образом, последний приказал своим военачальникам без промедле- ния завершить осаду Иерусалима для того, чтобы обезопасить тыл ассирийских войск в будущей войне с армиями фараона. Также не исключено, что в то самое время, на подмогу осаждавшим прибыл дополнительный ассирийский отряд с севера, из областей Самарин. Он прошел через Аиаф, города области Вениамина, Гевим (ныне А-Тель), находившийся на северной границе Иудейского царства, и достиг Нова, к северу от Иерусалима (Книга пророка Исайи, 10:28-3 2).
      В соответствии с библейским текстом (Книга Царств IV, 18:17-19 и Книга Исайи 36:2-37) три представителя Санхерива, Тартан, Равсарис и Рабсак, прибыли к каналу верхнего водоема, то есть к южному окончанию Города Давида, и начали переговоры с осажденными. От лица жителей Иерусалима их вели приближенные советники Езекии, начальник дворца и писец. Рабсак, который принял наиболее активное участие в переговорах со стороны ассирийцев, потребовал безоговорочной сдачи города и даже заявил о том, что Санхерив принял решение назначить правителя Иерусалима. Это означало, разумеется, отмену власти царей Иудеи и превращение страны в одну из ассирийских провинций. Рабсак обращался не только к уполномоченным представителям Езекии, но и к "народу, который на стене". Рабсак говорил "громким голосом по-иудейски", то есть на языке жителей Иудеи. Он не внял просьбам посланцев Езекии о ведении переговоров по-арамейски, который был официальным языком ряда провинций Accupuu u служил в то время международным дипломатическим языком. На всем протяжении осады пророк Исайя поддерживал царя и уговаривал его положиться на Б-жъю помощь и не сдаваться врагу, а также вселял надежду в сердца защитников города,
      "...народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом, и трость свою поднимет на тебя как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их... снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его с шеи твоей"
      Исайя, 10:24 и далее.
      В этих словах, приписываемых пророку Исайе, заметен след удивительных последующих событий.
      "...поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его"
      Книга Царств IV, 19;6-7).
      По-видимому, еще в дни осады Иерусалима до его защитников дошли слухи о том, что египетская армия выступила поход против Санхерива. Осажденные приободрились и приняли окончательное решение не сдаваться врагу. В то время Санхерив оставил свою ставку в Лахише и по дороге к основному прибрежному тракту осадил Ливну, одну из крепостей располагавшихся на западной границе Иудеи (Книга Царств IV, 19:8). Ливна располагалась на севере или северо-западе от Лахиша. На ее месте находится сегодня один из курганов западнее Бейт-Говрина. В то же время распространились слухи о том, что царь Эфиопии Тирхака также начал войну против Ассирии. Санхерив поспешил отправить послов в Иерусалим с письмом к Езекии, в котором содержалось требование о немедленной сдаче города. В случае отказа он угрожал разрушить Иерусалим. Ультиматум очень встревожил царя Иудеи. Автор Книги Царей IV вводит драматическое описание того, как Езекия разложил послание Санхерива перед Б-гом и обратился к нему с молитвой об избавлении. В то же время Исайя также отправил гонцов к царю. Они передали ему утешительные вести (Книга Царств IV, 19:28-34; Книга Исайи, 37:21-25). Его пророчество заканчивалось следующими весьма характерными словами: "Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего". На этом заканчивается последовательное изложение событий в библейском источнике. Далее приводится бытовавшая в Иудее легенда об удивительных событиях в ассирийском лагере, в результате которых Санхерив вынужден, был снять осаду с Иерусалима и покинуть страну, не вступив в бой с египтянами.
      Об этом происшествии сообщают Книга Царств IV, 19:35-36, Книга Исайи 37:35-37 и Паралипоменон II, 32:21. Общим для всех этих описаний является рассказ о том, что ночью Божий ангел появился в лагере ассирийцев и умертвил множество солдат Санхерива. В результате этого царь был вынужден отступить из Страны Израиля. В соответствии с версией первых двух источников, ангел убил 185000 ассирийцев, и их трупы были обнаружены оставшимися в живых на следующее утро. В соответствии с версией, содержащейся в Паралипоменоне, ангел поразил всех солдат, командиров и военачальников, которые находились в лагере царя Ассирии. Данный источник также сообщает о том, что Санхерив с позором вернулся на родину, в то время как Книга Царств и Книги Исайи ограничиваются нейтральным упоминанием о его возвращении в Ниневию. В дополнение к этому приводится также рассказ о том, что Санхерив погиб от руки двух своих сыновей в одном их храмов, и в 680 году до н.э. вместо него на престоле воцарился третий сын царя, Асардан. Тем самым библейские сочинения подтверждают пророчество Исайи
      "..., и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его"
      Книга Исайи, 37:7.
      Интересно отметить, что в данном отрывке Книги Исайи ни единым словом не упоминается чудо, происшедшее в лагере ассирийцев. Единственной причиной столь внезапного отступления Санхерива является посланная к нему "весть", по-видимому, слух о наступлении Тирхаки.
      Библейский текст не позволяет предложить сколько-нибудь приемлемое объяснение событий в ассирийском лагере. В этой связи исследователи выдвигают различные гипотезы. Иосиф Флавий считал, что Господь наслал на их лагерь чуму. Воз- можно, что речь здесь идет о заболевании под названием "шибу", которое известно нам из ряда аккадских документов. Эта инфекция, которая сопровождалась подъемом температуры тела, часто распространялась в военных лагерях того времени... Однако невозможно доказать, что речь здесь идет именно о ней.
      Сведения о походе Санхерива в Египет содержатся также в сочинении Геродота (Книга 2, 141). Их источником являлась египетская легенда того времени. В соответствии с текстом Геродота, Сетон, царь-жрец в храме Б-га Гефеста (его египетское имя - "Птах") собрал своих людей для того, чтобы воевать с Санхеривом, "царем ассирийцев и арабов", который напал на Египет. Когда Сетон прибыл к границе, мыши напали среди ночи на лагерь ассирийцев и разгрызли их вооружение. Утром Санхерив отступил, и многие из его солдат погибли. Основой для этой легенды послужило внезапное возвращение Санхерива из Египта в Ассирию. В сочинении Геродота не содержится более подробной информации о личности Сетона. Возможно, что речь идет не о собственном имени, а о титуле верховного жреца. В связи с этим, некоторые исследователи предполагают, что верховным жрецом был в то время Тирхака, который и сыграл решающую роль в войне против ассирийцев. Иосиф Флавий также полагал, что Тирхака заставил Санхерива отступить от египетской границы. Вместе с тем существует вероятность того, что он также связал библейский образ Тирхаки с Сетоном из книги Геродота, и сделал свой вывод на основании этой гипо- тезы. Поэтому, невозможно прийти к определенному заключению на основании данных, приводимых Иосифом Флавием. Не вызывает сомнения, что внезапное отступление Санхерива из Иудеи и от границ Египта вызвало немалое удивление у современников. Поэтому, у египтян и иудеев оно приобрело форму легенды, сохранившейся до наших дней.
      Война с Ассирией нанесла жестокий ущерб Стране Израиля. Расположенные к западу от нее филистимские государства отторгли от Иудеи значительные территории. Манассия (Meнаше}, преемник Езекии на престоле в Иудее, фактически признал зависимость своей страны от Accupuu, которая, завоевав Египет и включив его в состав своей империи, находилась в ту пору в апогее своего могущества. Однако события 701 года до н.э. спасли Иерусалим и Иудею от участи Самарии и прочих захваченных областей, которые превратились в ассирийские провинции. Иудея продолжила существовать в качестве зависимого государства, и цари из династии Давида по- прежнему правили Иерусалимом. Несмотря на свою зависимость от Ассирии, они ожидали удобного момента для того, чтобы сбросить иностранное иго. Подобная возможность представилась в дни царствования Иосии, внука Манассии. Во времена его правления Иудея наконец преодолела последствия войны с Ассирией и вновь начала играть важную роль на политической арене Передней Азии.
      Мазар, "Поход Санхерива в Землю Израиля", стр. 290-294, на иврите.