ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Одним из важнейших событий эпохи Езекии было восстание против Ассирии. Однако именно карательный поход, который предпринял ассирийский царь Санхерив ("Сеннахирим" в русском переводе Библии) в 701 году до н.э. в ответ на восстание, способствовал признанию уникального статуса Иерусалима.
      Восстание против власти Санхерива явилось логическим продолжением политики Езекии (одним из элементов которой были его реформы в культовой власти), направленной на восстановление политической независимости Иудеи. Объединение Иудеи и бывшего Израильского царства привело к установлению гегемонии Иудеи в стране Израиля, в результате чего пострадали ассирийские интересы в этом районе. Это привело к конфликту между государством Езекии и ассирийской империей, результатом которого стал поход Санхерива в Иудею.
      Езекия предвидел военное столкновение с Ассирией. Важной частью его деятельности была работа по укреплению Иерусалима, улучшению городской администрации и снабжения города с тем, чтобы он мог противостоять атаке ассирийской армии. Б. Мазар так описывает подготовку города к ассирийской осаде:
      Езекия упрочил свою власть над территорией колена Ефрема и усилил свое влияние в израильских владениях Ассирии. Однако главной целью его деятельности было укрепление Иерусалима, который должен был служить неприступной крепостью во время осады.
      Вне всякого сомнения, важнейшей частью этой деятельности была вырубка в скале туннеля, по которому вода могла поступать из источника Гихон в специальный отводной водоем в городе. Этот туннель получил название "брейхат шилоах" (силоамский водоем). Он представляет собой эффективное подземное сооружение, предназначенное для снабжения водой защитников города в случае осады и для облегчения быта жителей Иерусалима в мирное время. В дополнение к короткой фразе о том, что Езекия построил туннель и водоем, которую мы находим в Книге Царств IV, 20:20, в Книге Паралипоменон II, 32:3 и далее приводится более подробное описание перекрытия доступа воды из источников, расположенных вне города. Дополнительным свидетельством о данном техническом сооружении служит надпись на иврите, высеченная в скале поблизости от выхода туннеля, т.н. Силоамская надпись. Она сообщает о завершении работ по строительству туннеля. Кроме того, Книга Паралипоменон рассказывает о том, что Езекия построил:
      "...кладовые для продуктов земли, для хлеба, вина и масла, и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад. И города построил себе. И стад мелкого и крупного скота было у него множество; потому что дал ему Б-г весьма большое имущество"
      Паралипоменон II, 32:28-29.
      Интересное свидетельство о наличии водоема можно также найти в пророчестве Исайи. Речь в нем идет о необходимости серьезной подготовки к осаде города:
      "И снимают покров с Иудеи, и ты в тот день обращаешь взор на запас оружия в доме кедровом. Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; И отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; И устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда... "
      Исайя, 22:8-11.
      Об этом же повествует Книга Паралипоменон И (32:5):
      "И ободрился он [Езекия], и восстановил всю обрушившуюся стену (во времена Ахаза, "проломы в стене города Давидова", о которых говорится в Исайя, (22:9)
      "и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество орудий и щитов".
      Далее речь идет о наборе добровольцев в армию:
      "И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их..."
      Следует отметить, что Санхерив также упоминает регулярные и вспомога- тельные войска, которые Езекия сосредоточил в столице для ее защиты.
      Мазар "Поход Санхерива в страну Израиля", в книге "Военная история Израиля в библейские времена" под редакцией И. Ливера, Тель-Авив, 1964, с. 288.