ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Важнейшим из сооружений, возведенных по приказу Соломона, вне всякого сомнения является Храм. Благодаря ему Иерусалим окончательно утвердился как избранный Б-гом город, национальный и религиозный центр Объединенного царства. Храм был возведен на Горе Сион, на участке, который Давид купил у иевусея Орны и на котором создал жертвенник Б-гу Израиля (Паралипоменон II, 3:1). Строительство Храма при помощи финикийских мастеров началось на четвертом году правления Соломона (Книга Царств Ш, 5:22-25) и закончилось на одиннадцатом году (Книга Царств Ш, 6:37-38).
      О значении Храма и о его месте в национальном сознании израильтян мы узнаем из молитвы Соломона (Книга Царств Ш, глава 8). В ней подчеркивается значение Храма в трех различных областях: религиозно-культовой, национальной и универсальной.
      Храм служит местом пребывания Бога:
      6. И внесли священники ковчег завета Господа на место его, в давир храма, во Святая-святых, под крылья херу- вимов.
      [...] 9. В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.
      10. Когда священники вышли из святилища, облако на- полнило дом Господень.
      11. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень.
      12. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле;
      13. Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки.
      Книга Царств III, 8:6, 9-13.
      В храме хранится Ковчег Завета, важнейшая святыня народа Израиля. Храм расположен в Иерусалиме, избранном Б-гом городе, столице Израильского царства. Израильтяне приходят в Храм для того, чтобы просить у Б-га помощи и защиты как в дни общественных потрясений (военное поражение, засуха, голод), так и в связи с личными несчастьями. Чужеземцы также могут прийти в Храм и молиться Б-гу. Помимо упоминания о религиозном, национальном и универсальном значении Храма, Соломон подчеркивает в своей молитве также и тройственную связь между богоизбранностью Иерусалима, Храма и династии Давида.
      15. И сказал: благословен Господь, Бог Израилев, Который сказал Своими устами Давиду, отцу моему и ныне исполнил рукою Своею. ...
      I...] 20. И исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Я вступил на место отца моего Давида, и сел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил храм имени Господа, Бога Израилева.
      Книга Царств III, 8:15, 20.
      Таким образом Храм является Храмом царя, строительство, освящение и сохранение которого является прерогативой династии Давида. В отличие от библейского описания Второго Храма рассказ о Первом Храме гораздо менее детализирован. Для того, чтобы получить представление о его структуре, внешнем виде и размерах следует собрать разрозненную информацию, содержащуюся в многочисленных источниках. Однако и после этого о многом можно лишь предполагать. Многие исследователи обсуждали этот вопрос с архитектурной и технической стороны.
      Создание Храма привело к подъему престижа священников, руководивших службой в Храме. Со временем священническое сословие превратилось в важный элемент в жизни города и царства в целом. В дополнение к этому значительную роль стали играть левиты и коэны, которые служили в храме, и в чьи функции также входило сопровождение службы игрой на музыкальных инструментах (Паралипоменон I, 25:5-6). Священники и левиты способствовали развитию вокруг Храма особого жанра религиозной литературы. X. Равив исследовал в своей книге роль Храма как центра литературного творчества:
      Исследование истории Древнего Востока показывает, что храмы служили зачастую центрами создания и хранения литературных произведений религиозного, исторического, фило- софского и других жанров. При храмах располагались школы, в которых изучались ремесло священнослужителей-писцов. Там же занимались переписыванием различных произведений. Известно, что в храмах создавались хроники политических событий, которые представлялись с точки зрения жрецов. Можно предположить, что и в Иерусалимском Храме велась деятельность такого рода. Об этом свидетельствуют отрывки из Книг Царств и Паралипоменон, посвященные Храму (Книга Царств I, главы 6-7; Паралипоменон II, главы 3-5, 23-26 и др.). Ряд отрывков в Книгах Царств и Паралипоменон взяты из храмовых хроник, которые рассказывали о событиях в жизни государства и царей. Многие исследователи видят подтверждение того, что в Храме велась литературная работа, в упоминании среди работников Храма левитов и поэтов. Некоторым из них, например Эйтану, Химану, Асафу и Едитону, приписывалось авторство ряда псалмов. В Храме, несомненно, также работали переписчики, которые занимались сбором и обработкой более ранних хроник.
      (X. Равив, "От рода к монархии", стр. 156, на иврите).
      В заключение нашего рассказа о Храме во времена царя Соломона вос- пользуемся словами исследователя И. Койфмана:
      "Соломон не ликвидировал жертвенники в других городах страны, вместе с тем он видел в Иерусалимском Храме "дом из- брания", место пребывания единственного Б-га, навеки посвященное ему. Он перенес в Храм Ковчег Завета. С тех пор, как Ковчег перестал быть переносным, его больше не берут с собой на войну. Его святость объединяется со святостью Храма, и вместе они воплощают святость места. Таким образом Храм превратился в важнейший символ религии Израиля, и ничто не могло сравниться с ним".
      Десять мер красоты было отпущено миру; девять - Иерусалиму, и одна - остальному миру.
      Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин, 49-2.
      Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука. Пусть мой язык прилипнет к гортани моей, если не поставлю Иерусалим во главу веселия моего.
      Псалмы, 137, 5-6.
      Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь с ним, все любящие его! Возрадуйтесь с ним, все скорбевшие о нем. Ибо так говорит Господь: «Вот я направлю к нему мир как реку, и славу народов, как разливающийся поток.»
      Исайя, 66:10-12.