ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Иерусалим - столица Объединенного Царства

      После завоевания города Давид переселился из Хеврона в Иерусалим. Сионской крепости он дал название "город Давида" и провозгласил Иерусалим столицей Объединенного царства. Понимая сложность племенного состава Народа Израиля, сепаратистские устремления каждого колена и, в особенности, наличие двух политических образований - Израиля и Иудеи, Давид стремился к созданию независимого, надплеменного центра, вокруг которого сможет объединиться народ.

      Как уже было сказано, стратегические и топографические соображения не играли решающей роли. Иерусалим расположен на относительно низком холме, по сравнению с окружающими его холмами, удален от важнейших дорог страны, небогат водными источниками и сельскохозяйственными угодьями. Возникает вопрос: почему же, в таком случае, не был выбран в качестве столицы другой город, например, Гаваон? У колен Израиля с ним была связана давняя традиция святости, его высоко ценил Саул, в нем располагался большой жертвенник (см. Книга Царств III, 3:4).

      Можно перечислить несколько причин, в соответствии с которыми Давид сделал Иерусалим столицей своего царства.

      Давид хотел, чтобы столица царства была связана с ним и с его династией, т.е. представляла собой его личное семейное владение. Поэтому он выбрал чужой израильтянам город, на который не распространялась власть какого-либо из колен Израиля.

      Давид избрал в качестве столицы город, располагавшийся за пределами владений колена Иуды, для того, чтобы продемонстрировать всеизраильский характер своего государства. Это государство должно было объединить колено Иуды с остальными коленами, в отличии от местно-племенного характера его предыдущего царства со столицей в Хевроне. По этой же причине он выбрал город, располагавшийся в иевусейском анклаве, за пределами владений какого-либо из колен.

      Выбрав в качестве столицы "нейтральный" город, не принадлежавший ни колену Иуды, ни какому-либо другому колену, Давид стремился предотвратить чувства ревности и конкуренцию между коленами.

      Давид отлично понимал, что его основной опорой является колено Иуды, в то время, как среди других колен есть немало сторонников семьи Саула и людей, н желающих видеть своим царем представителя колена Иуды. Поэтому он не сделал своей столицей один из городов центра страны, например Сихем (Шхем), а выбрал город, расположенный поблизости от владений колена Иуды.

      В любом случае Давид, выбрав для новой столицы Иерусалим, не только превратил его в административную и политическую столицу своего государства, но и сделал город религиозным и культовым центром, неразрывно связанным с его династией. В этом состоит отличие Иерусалима от предыдущих столиц Израиля. Так, Дан и Вефиль (Бейт-Эль) служили религиозными центрами, но не являлись столицами государства. С другой стороны, Сихем (Шхем), Пенуил, Тирца и Самария (Шомрон) выполняли функции административных столиц, но не играли особой роли в религиозной сфере.

      Превращение Иерусалима в религиозный и национальный центр израильского царства было связано с рядом действий, предпринятых в эпоху Давида и его преемника Соломона. Их результатом явилось приобретение Иерусалимом центрального места в национальном сознании Израиля. Давид сделал Иерусалим местом пребывания царя, его двора и свиты. Он превратил город в административный центр, из которого осуществляется управление всем государством. В Иерусалиме жили и работали высшие чиновники, и размещалось военное командование. Подобное развитие событий естественным образом привело к росту города, его застройке и укреплению, созданию "милло" и постройке царского дворца из кедра.

      11. И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду.

      Книга Царств II, 5:11.

      Исследователи выдвинули различные гипотезы в отношении значения этого слова. Наиболее распространена точка зрения, в соответствии с которой "милло" является насыпью, соединившей Город Давида с Храмовой Горой. "Миллуй" на иврите означает "наполнение", "начинку". Отсюда следует вывод, что уже в эпоху Давида город начал расти в северном направлении и вышел за пределы территории иевусейского Иерусалима.

      Давид перенес в Иерусалим Ковчег Завета, древнюю святыню, свидетельствующую о союзе народа с его Б-гом и о единстве колен. Под звуки шофара. Ковчег был внесен в Город Давида и помещен в особом шатре (скинии), которую построил для него Давид:

      12. Когда донесли царю Давиду, говоря: "Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия", то пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов. [...]

      17. И принесли ковчег Господень, и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.

      Книга Царств II, 6:12,17.

      Местонахождение Ковчега Завета, "путешествовавшего" с израильскими племенами часто менялось. Он находился в Силоме (Шило), Кириаф-Иерусалиме (Кирьят- Яарим) и других местах, освящая их своим присутствием и вдохновляя воинов перед битвами. Перенос Ковчега в Иерусалим свидетельствовал о том, что роль национального культового центра принадлежит отныне новой столице. Иерусалим не обладал какой-либо особой святостью в глазах израильтян до эпохи Давида, тем не менее, создание скинии и внесение священных культовых принадлежностей помогло установить неразрывную связь между новым центром культа и самим культом.

      Важнейшей частью процесса превращения Иерусалима в религиозный и культовый центр была постройка в городе жертвенника Б-гу Израиля. Он располагался на вершине горы Сион, на участке земли, приобретенном Давидом у иевусея Орны. Таким образом, жертвенник являлся собственностью царя.

      1.И пришел в тот день Гад к Давиду, и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина.

2. И пошел Давид по слову Гада, как повелел Господь.

      3. И взглянул Орна, и увидел царя и слуг его, шедших к нему, и вышел Орна и поклонился царю лицом своим до земли.

      4. И сказал Орна: зачем пришел господин мой царь к рабу своему? И сказал Давид: купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы прекратилось поражение народа.

      5. И сказал Орна Давиду: пусть возьмет и вознесет в жертву господин мой царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения, и повозки и упряжь воловья на дрова.

      6. Все это, царь Орна отдает царю. Еще сказал Орна царю: Господь, Бог твой, да будет милостив к тебе!

      7. Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит; и не вознесу Господу, Б-гу моему, жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра.

      8. И соорудил там Давид жертвенник Господу, и принес всесожжения и мирные жертвы. Иерусалимилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян.

1.

      Книга Царств П, 24:18-25.

      Отметим, что в соответствии с библейской традицией, Давид купил это место, а не захватил его силой. Данная традиция, должна была, по-видимому, придать законную силу превращению Иерусалима в "город Давида", частное владение его семьи. Давид следовал здесь обычаю, весьма распространенному среди царей Древнего Востока, которые приобретали или отстраивали города, а затем называли их своим именем. На этом месте он решил построить особое здание и поместить в нем Ковчег Завета (Книга Царств П, 7:2). Несмотря на то, что Храм был построен лишь во время царствования его сына Соломона, именно Давид, создав жертвенник, заложил его основы. И. Койфман подчеркивает важность этого факта:

      Среди израильтян и ранее существовали храмы, однако Давид намеревался построить особый в своем роде, единственный и неповторимый царский храм... Древняя скиния была храмом кочевников. Ковчег Завета также был связан с идеей переносного храма. Представления о святости Страны Израиля сформировалось под влиянием скинии и ковчега (Книга Иисуса Навина, 22:19). Однако понятие святости относилось здесь ко всей стране, а не к какому-либо определенному месту. Давид был автором идеи о выделении особого места для ковчега Завета. Он хотел построить в своей царской столице специальный храм для Ковчега, место Господу для пребывания его во веки, по словам царя Соломона (Книга Царств III, 8:13). В этом проявилось стремление Давида к созданию символов. Ему принадлежит разработка идеи избранности города и храма, которая окончательно сформируется спустя много десятков лет в книге Второзакония. Таким образом, идея о политической избранности предшествовала идее об избранности культовой. Сам факт строительства царем храма для Ковчега придавал особый статус данному месту отправления культа и городу, в котором оно находится. Возведение храма служило символом божественной избранности города Давида и самого царя. Идея избранности в данной формулировке не препятствовала жертвоприношениям на высотах. Отсюда можно заключить, что ее появление предшествовало эпохе Второзакония. Саму идею о божественной избранности разработал никто иной, как царь Давид. В этом и заключается колоссальное влияние, оказанное им на религию и культ Израиля. Благодаря ему понятия избранной династии, избранного города и избранного храма превратились в важнейшие символы еврейской религии вплоть до наших дней.

      И. Койфман, "История израильской веры", II, Книга первая, стр. 169.

      В дни царствования Давида и в более поздний период сложилась традиция, в соответствии с которой династия Давида является единственной законной династией царей, а Иерусалим занимает центральное положение как столица страны. Иерусалим избран Б-гом как место его пребывания, а сам город неразрывно связан с династией Давида, также навечно избранной Б-гом. Потомки Давида, разумеется, старались всячески укрепить эту традицию. Эта идея нашла свое отражение также и в словах пророков Нафана (Натана) и Гада, живших во времена Давида:

      15. Но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого я отверг пред лицом твоим.

      16. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки.

      17. И все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду.

      Книга Царств II, 7:15-16,

      В дни царя Соломона эта мысль повторяется у Ахии Силомлянина:

      32. А одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых.

      Книга Царств III, 11:32.

      В похожем виде она присутствует и в Книге Псалмов:

      11. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.

      12. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и от" кровения Мои, которым я научу их: то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем".

      13. Ибо избрал Господь Сион; возжелал его в жилище Себе.

      14. "Это покой Мой на веки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его."

      Псалтирь, Псалом 131,11-14.

      В дополнение к этому делались попытки приписать Иерусалиму древние традиции святости, чтобы еще более упрочить его особое место в национальном сознании народа Израиля. Одна из таких традиций связывает Авраама с Мелхиседеком, царем Салима:

      18. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего.

      19. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога всевышнего. Владыки неба и земли;

      20. И благославен Бог всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего.

      Бьггие, 14:18-20.

      В соответствии с этой традицией еще во времена патриархов Иерусалим был известен как столичный город и центр культа "Верховного Бога", т.е. Б-га Израиля. Более того, в Книге Псалмов содержится упоминание о том, что царские и жреческие функции Мелхиседека, царя Салима, были на вечные времена переданы Богом Давиду

      "Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека".

      Псалтирь,псалом 109, 4.

      Другим источником традиции о древней святости города являлось предание о приношении Исаака в жертву Богу Авраамом. Авраам приносит Исаака в жертву "в земле Мория ... на одной из гор" (Бытие, 22:2). Это место он называет "Адонай ире" (в синодальном переводе "Иегова-ире" -"Господь усмотрит") (там же, 22:14). Это означает, что речь идет о Горе Сион, на которой впоследствии Соломон построит Храм:

      И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме, на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина.

      Паралипоменон П, 3:1.

      Таким образом подразумевается, что Храм был построен на месте жертвоприношения Исаака, и является священным с древнейших времен. Во всех вышеупомянутых традициях подчеркивается связь между судьбой нации и Иерусалимом с находящимся в нем Храмом. Так, еще во времена покупки участка у иевусея Орны, народ спасся от эпидемии благодаря построенному Давидом жертвеннику (см. Книга Царств II, 24:14-25). Однако особенно примечательна в этом отношении молитва царя Соломона:

      33. Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме:

      34. Тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их.

      35. Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем, и исповедают имя Твое, и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их:

      36. Тогда услышишь с неба, и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.

      Книга Царств Ш, 8:33-36.

      Традиция, в соответствии с которой существует неразрывная связь между Народом Израиля, династией Давида, Храмом и Иерусалимом, которые навеки веков избраны Б-гом Израиля, начала складываться при жизни Давида и развивалась до конца эпохи Первого Храма.


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz