ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Сведения по истории Иерусалима со времен эпохи Эль-Амарна и до завоевания города царем Давидом, с XIV века до н.э. по начало Х века до н.э., т.е. в период завоевания Ханаанской земли коленами Израиля, мы черпаем исключительно из Торы. Возникающая историческая картина не является однозначной. Информация о захвате Иерусалима имеет противоречивый характер, в дополнение к этому, среди исследователей отсутствует единое мнение о достоверности фактов, приведенных в Книге Иисуса Навина (Иешуа бен Нун). В ней упоминается Адониседек, царь Иерусалима, возглавлявший союз аморрейских царей против города Гаваон (Гивон), который сдался Иисусу в начале израильского завоевания.
      1. Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступили с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир с Израилем и остались среди них:
      2. Тогда он весьма испугался, потому что Гаваон был город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые.
      3. Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иерусалимуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать:
      4. Придите ко мне, и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми.
      5. Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иерусалимуфскии, царь Лахисскии, царь Еглонскии, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него.
      6. Жители Гаваона послали к Иисусу в стан Израильский в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих? приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах.
      7. Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые.
      8. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицом твоим.
      9. И пришел на них Иисус внезапно, потому что всю ночь шел он из Галгала.
      10. Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа.
      11. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали: больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем.
      Иешуа бен Нун, 10:1-11.
      На основании имеющихся данных можно сказать, что геополитическая ситуация того периода не претерпела серьезных изменений со времен эпохи Эль-Амарна. Адониседек являлся безоговорочным властителем района Иерусалима, и его гегемония распространялась на небольшие окрестные города. Он считал, что союз между Гаваоном и израильтянами представляет собой важный шаг на пути завоевания ими страны. Таким образом, возникла непосредственная угроза не только Иерусалиму, но и его правлению в соседних подвластных ему городах. Библейские источники, как и тексты писем Эль-Амарна, указывают на постепенное ослабление престижа царя Иерусалима. Вместе с тем, становится ясно, что подвластные города по- прежнему проявляли лояльность по отношению к своей столице, и даже оказали ей активную поддержку после предательства Гаваона.
      В Книге Иисуса Навина, глава 10, рассказывается о том, что израильтяне под предводительством Иисуса Навина нанесли поражение Адониседеку и его союзникам в битве вблизи Гаваона, однако отсутствует однозначное указание на то, что Иерусалим был занят ими.
      В Книге Судей, повествующей о войнах, которые вел Израиль после смерти Иисуса Навина, упоминается, что воины колена Иуды сражались в Иерусалиме и завоевали его.
      8. И воевали сыны Иудины против Иерусалима, и взяли его, и поразили его мечом, и город предали огню.
      Книга Судей 1:8.
      С другой стороны, из Книги Иисуса Навина мы узнаем, что они не сумели преодолеть сопротивление иевусеев - жителей города.
      63. Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня.
      Иешуа бен Нун 15:63.
      И, наконец, в Книге Судей провал попытки завоевания города приписывается колену Вениамина.
      21. Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы,
      и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня.
      Книга Судей 1:21.
      Это противоречие можно, впрочем, объяснить тем, что Иерусалим располагался на границе владений двух данных колен.
      Итак, библейские источники содержат различные и, в некоторых случаях, противоречивые версии завоевания Ханаанской земли израильтянами и захвата ими Иерусалима. В настоящее время многие исследователи полагают, что информация о захвате Иерусалима, содержащаяся в Книге Судей, не является достоверной, и захват Иерусалима израильтянами следует относить к эпохе царя Давида.
      Вместе с тем, историк и археолог Биньямин Мазар считал эти библейские версии правдоподобными. Он предположил, что речь в них идет о различных волнах заселения страны израильтянами. Во время первой такой волны царь Иерусалима потерпел поражение в битве при Гаваоне. Иерусалим утратил свое главенствующее положение, однако не был захвачен. Лишь в ходе второй волны воины Колена Иуды предали город разрушению.
      Однако, даже признав правоту теории Б. Мазара, нельзя не отметить, что город остался в руках иевусеев вплоть до эпохи Давида. В соответствии с ней, Иерусалим являлся в ту пору иевусейским городом. Израильтяне боялись оставаться в нем на ночь, предпочитая гостеприимство соседнего города (Гива).
      10. Но муж не согласился ночевать, встал и пошел; и пришел к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним.
      11. Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев, и ночуем в нем.
      12. Господин его сказал ему: нет, не пойдем в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых, но дойдем до Гивы.
      Книга Судей 19:10-12.
      Что представляли собой упоминаемые выше иевусеи, и при каких обстоятельствах они поселились в Иерусалиме?
      Отсутствуют какие-либо фактические данные о происхождении иевусеев. По мнению Б. Мазара, с этнической точки зрения они относятся к хеттам. Это одно из племен Малой Азии, изгнанное со своих земель под давлением "морских народов", (гоей ха-ям) в ХП в. до н.э. Некоторая его часть, по-видимому, достигла Эрец Исраэль и овладела Иерусалимом.
      Единственным источником наших знаний о них служит строка из пророчества Иезекииля:
      3. И скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твои корень и твоя родина - в земле Ханаанской, отец -Аморрей, и мать твоя - Хеттеянка;
      Иезекииль, 15:3.
      Помимо данного предположения Б. Мазара существует немало гипотез в отношении принадлежности тех или иных племен, и их детальное обсуждение не является целью настоящего курса. Отметим лишь, что этнический состав населения Иерусалима, включавший в себя семитские, хурритские и хеттские элементы, являлся типичным для ханаанского населения второго тысячелетия до н. э., носившего смешанный характер.
      Иерусалим представлял собой относительно небольшой иевусейский анклав, окруженный городами израильтян, такими как Вифлеем [Бейт-Лехем] на юге и Гива [Гиват-Биньямин] на севере. Этот факт значительно облегчил захват города во времена Давида.