ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ |
      Достоверные данные об основании Иерусалима и древнейшем периоде его истории не дошли до наших дней. Чрезвычайно скудны как письменные свидетельства, так и археологические находки, относящиеся к тем временам, которые предшествовали завоеванию города израильскими племенами. Поэтому история города в эти древние времена может быть воссоздана лишь в самых общих чертах.
      Археологические находки указывают на то, что Иерусалим был заложен на одном из юго-восточных холмов, (который впоследствии стали называть Городом Давида), и именно здесь в течение длительного времени была в основном сосредоточена городская жизнь. Этот холм, расположенный напротив другого, известного сегодня под названием Храмовая Гора, имеет длинную и узкую форму и вытянут по направлению к югу.
      По всей видимости, данное место в наибольшей степени отвечало требованиям заселения, так как известно, что город неоднократно восстанавливался после разрушения на протяжении второго тысячелетия до нашей эры.
      Каковы были географические и топографические особенности данного места, сделавшие возможным его заселение людьми? По мнению исследователя И. Ахарони четыре основных фактора определяли в древние времена выбор места заселения:
      Стратегический фактор - необходимость выбрать для заселения место, которое удобно укреплять и защищать.
      Близость к источнику воды. Жизнь города находится в зависимости от наличия поблизости реки или другого источника воды.
      Близость к торговым путям. Дороги, соединявшие между собой различные регионы, имели большое торгово-экономическое значение, и, следоватежво, являлись важным фактором при выборе места поселения.
      Наличие плодородных земель. Поскольку экономика в древности основывалась на сельском хозяйстве, то наличие в окрестностях города плодородных земель представляло собой важнейшее условие его существования.
      Проверка этих четырех условий по отношению к холму, на котором был заложен ханаанский Иерусалим, дает весьма неожиданные результаты. Во-первых, выясняется, что поблизости есть немало других более высоких и удобных для обороны холмов. Во-вторых, источник Гихон (в синодальном переводе Библии - Геон) отличается крайне незначительным объемом водоснабжения. В-третьих, сам холм удален от линии водораздела, по которой проходила главная дорога Земли Израиля с севера на юг. В-четвертых, прилегающие участки земли мало подходят для сельскохозяйственной обработки. Очевидно, что несмотря на все это, именно сочетание удобного для обороны холма и близости к нему источника воды привлекло первых поселенцев, захоронениях в пещерах, выдолбленных в скале. Ученые относят их к концу четвертого и к началу третьего тысячелетия до н.э. Данная находка, несмотря на малое количество предметов, позволяет сделать вывод о наличии поселения на юго-восточном холме современного Иерусалима. В то же время не представляется возможным судить о его величине, составе населения и о том, насколько организована была жизнь в городе.
      Наиболее раннее письменное свидетельство об Иерусалиме содержится в так называемых «надписях проклятий». Они были сделаны в Египте в 18-19 вв. до н.э. Наряду с правителями различных городов в Сирии и Земле Ханаан упоминаются также и правители Иерусалима (Русалимум) И-р-к-а-м и В-ш-с-а-н (точное произношение этих имен неизвестно). К данному же периоду относятся керамические изделия и пещерные захоронения, обнаруженные при археологических раскопках у подножия Масличной Горы, а также остатки стены к востоку от юго-восточного холма, несколько выше источника Гихон. Они позволяют предположить, что начиная с этого периода, а возможно и ранее, город был укреплен. Следовательно, к этому времени городские правители обладали уже необходимыми организационными и исполнительскими возможностями.
      Библейские источники содержат описания Иерусалима той эпохи (первая половина второго тысячелетия до н.э.). Однако не представляется возможным с точностью воссоздать обстоятельства данного времени, так как историческая ситуация, на фоне которой создавались рассказы о праотцах, недостаточно ясна.
      В Книге Бытия (14:18-20) рассказывается о встрече Авраама с Мелхиседеком, царем Салима (Шалема) и жрецом верховного Б-га, который благословил Авраама, вынес ему хлеба и вина и получил от него десятую часть от всех даров. Упоминаемый в этом рассказе город Салим и есть Иерусалим. Под этим же названием фигурирует город в Псалтире (75:3). Истории встречи Авраама с Мелхиседеком придается большое значение, в особенности после завоевания Иерусалима Давидом, как доказательству древней святости города.