ДОН ХУАН-АНТОНИО ЛЬОРЕНТЕ
|
Глава IX - СУДОПРОИЗВОДСТВО ТЕПЕРЕШНЕЙ ИНКВИЗИЦИИ
Статья четырнадцатая
ЧТЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ
I. Мы видели в узаконениях святого трибунала, какого свойства бывают приговоры, выносимые против обвиняемых, сообразно сущности преступления, в котором их считают виновными, если их присуждают как формальных еретиков или как сильно заподозренных в принятии ереси. Следовательно, я не стану повторять сказанного мною по этому поводу; я только замечу, что в довершение чудовищных безобразий, пятнающих инквизиционное судопроизводство, приговоры сообщаются жертвам, когда уже началось их исполнение. Осужденного отправляют на аутодафе для примирения с Церковью или для выдачи в руки светской власти, нарядив его в санбенито и картонную митру на голове, с дроковой веревкой [418] на шее и со светильником из зеленого воска [419] в руке. При выходе из тюрьмы он получает из рук чиновников все эти знаки бесчестия, и он облечен в них, пока его ведут на аутодафе.
II. Когда он туда придет, ему читают приговор, за которым следует или примирение
с церковью, или релаксация, то есть выдача его светскому судье, иначе говоря,
осуждение на сожжение по королевскому гражданскому закону. Этот ужасный образ
действий, противный законности других судов, разуму и естественному праву, иной
раз производил страшное действие на несчастных осужденных, которые воображали,
что их ведут на эшафот, и которых неожиданность сразу повергала в полное помешательство.
Много подобных примеров можно было наблюдать среди заключенных в королевских
тюрьмах, когда им объявляли смертный приговор. В 1791 году я был свидетелем
скандальной и ужасной сцены, которая наполнила мою душу горечью и заслуживает
передачи.