ДОН ХУАН-АНТОНИО ЛЬОРЕНТЕ
|
Глава IX - СУДОПРОИЗВОДСТВО ТЕПЕРЕШНЕЙ ИНКВИЗИЦИИ
Статья пятая
ПЕРВЫЕ СУДЕБНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
I. Через три дня после заключения подсудимого в тюрьму ему дают три аудиенции увещаний, или убеждений, чтобы уговорить его сказать правду, всю правду, не позволяя себе ни лгать, ни скрывать что-либо из того, что сделал или сказал противное вере, а также из того, что он может поставить в вину другим в том же противном вере смысле. Ему обещают помилование, если он точно будет сообразоваться с предписаниями; в противном случае с ним будут обращаться по всей суровости закона.
II. До сих пор узник не знает мотива своего ареста; ему отвечают: никого не заключают в тюрьму святого трибунала без достаточных улик в том, что он говорил против католической веры, и в его интересах сознаться по собственному побуждению, до составления обвинительного акта, в совершенных преступлениях этого рода. Находятся узники, которые соглашаются и признают себя виновными в том, что содержится в предварительном следствии; другие говорят более этого, третьи - менее. Обыкновенно подсудимые заявляют, что совесть не упрекает их ни в чем, но что они припомнят и признаются в совершенных прегрешениях, если им прочитают показания свидетелей.
III. Преимущество, доставляемое этим признанием, состоит в сокращении хода судопроизводства и в назначении обвиняемому менее сильных наказаний в окончательном приговоре, когда должно иметь место примирение с Церковью. Какие бы обещания ни давали узникам, они не должны надеяться избежать позора санбенито и аутодафе или спасти свое имущество и честь, если признали себя формальными еретиками. Опыт дал уразуметь, насколько эти обещания лживы и иллюзорны.
IV. Другой обычай инквизиции состоял в допросе подсудимых об их генеалогии
[412] и родстве, чтобы просмотреть потом в реестрах трибунала, не было ли в
их семье лица, наказанного за преступление ереси. Все это укрепляло подозрения:
предполагалось, что обвиняемый в душе одобряет вменяемое ему заблуждение, поскольку
он мог унаследовать ошибочные учения от своих предков. Его заставляли прочитывать
Отче наш, Верую, члены Символа веры [413], заповеди Десятословия [414] и некоторые
другие формулы христианского учения; если бы он их не знал, забыл, ошибся при
чтении, то презумпция, что он заблуждается в деле веры, приобретает новую силу.
Инквизиция все приводит в движение и не пренебрегает ничем, чтобы показать обвиняемых
действительно виновными против католической религии. И все это проделывается
под личиной сострадания и любви и во имя Иисуса Христа.