Ш. Д. ГОЙТЕН ЕВРЕИ И АРАБЫ -

ИХ СВЯЗИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ГЛАВА 8.

НОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

2. Появление Израиля

Конечно, возрождение Израиля происходило совсем по-другому. Все внешние факторы были решительно против этого: народ был разбросан по всем сторонам света, без всякой почвы под ногами, без всякой собственной организационной структуры, был лишен социальных слоев, необходимых для нормальной жизни народа, в частности крестьян и рабочих.

Фактически возрождение Израиля было результатом действия только внутренних сил. Неутомимым трудом еврейской науки за последние полтора столетия медленно формировалась идея и материал для связной истории еврейского народа во всех странах и во все века; четкая работа самых скромных еврейских общин (не чуждых, однако, исследовательской работе) положила начало созданию первой крупной еврейской организации; важно также, что выдающийся ученый Соломон Мунк в 1840 г., посетив вместе с филантропом сэром Мозесом Монтефиоре и Адольфом Кремье вице-губернатора Египта Мехмёта Али, дал первый импульс к сооружению в Александрии современных еврейских школ.

Далее пример возвращения к жизни различных европейских народов придал новые силы и современные очертания старым мессианским надеждам на национальное возрождение.

Популярная литература на идише и связанная с ней литература на иврите ясно выразила идеи нового самоутверждения. В конце концов, социальные идеалы, взятые из различных источников, подготовили почву для изменений в роде занятий для значительной части еврейского народа, только благодаря которым и стало возможным возникновение еврейского государства.

И все же без сопутствующих внешних факторов государство Израиль никогда не было бы создано. Первая мировая война привела к учреждению мандатной территории Великобритании в Палестине. Ужасные нацистские бойни облегчили пострадавшим от них интернациональную проблему. Особая ситуация на Ближнем Востоке после Второй мировой войны подсказывала смелые решения. Поэтому не только общий внутренний ритм еврейской и арабской истории - восстановление после долгого этапа страданий - привел к совпадению их возрождения, но также и международные факторы, которые одинаково повлияли на оба народа.

Это действительно замечательное совпадение. 1922 год, когда произошло становление первого крупного независимого арабо-язычного государства - Египта, был также ознаменован международным признанием Еврейского национального центра в Палестине. В 1925 г., после долгих лет подготовки, были торжественно открыты Каирский университет и Еврейский университет в Иерусалиме. Израиль стал независимым государством только на несколько лет позже своих северных соседей, Ливана и Сирии, и получил возможность проголосовать на ассамблее ООН за создание другого арабского государства - Ливии.

К этим важным показателям нового еврейско-арабского симбиоза следует добавить другие, не столь заметные черты: восстановление еврейского и арабского языков, еврейской и арабской литератур, а также общее признание обоими народами своего ученичества у западной цивилизации.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =