Ш. Д. ГОЙТЕН ЕВРЕИ И АРАБЫ -ИХ СВЯЗИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ |
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМАТИКА
1. Исторический обзор еврейско-арабских отношений
Ближний Восток был колыбелью человеческой цивилизации и местом рождения трех монотеистических религий. Однако начиная примерно с 750 г. до н.э. свободно складывавшиеся нации Ближнего Востока были раздавлены и развеяны по ветру сокрушительным натиском имперских завоевателей: ассирийцев и неовавилонян, древних персов и греко-македонцев, римлян. Даже арабское завоевание Ближнего Востока не привело к формированию новых и прочных национальных государств. По причинам, которые будут изложены в заключительной главе, арабы, распространив свой язык и религию на значительную часть Ближнего Востока, вскоре растворились среди народов, издревле населявших регион, и примерно с 900 г. н.э. ими стали управлять иноземные военные касты, в основном среднеазиатского или кавказского происхождения.
На протяжении веков арабо-язычные страны представляли собой некое колониальное пространство, где местное население не участвовало в управлении и его интересы не учитывались.
Хотя у великих колониальных империй есть свои достоинства, в целом история Ближнего Востока под властью различных чужеземных правителей была печальной. И современным государствам на Ближнем Востоке приходится преодолевать эту инерцию страдания, которое досталось им в наследство. Бедность, невежество и фанатизм до сих пор сильны. Однако в нашем поколении уже наметились фундаментальные сдвиги. В этой части Ближнего Востока началась новая эра, ознаменованная Великой турецкой революцией после Первой мировой войны, последовавшей затем сменой династии и системы в Иране и дополненная новым выходом на сцену арабов и возникновением Израиля. Опять, как в древний и наиболее продуктивный период, вперед вышли народы, сформировавшие национальное самосознание, самоуправление и автономию. Само основание государства Израиль в этом смысле символично. Израиль вместе со своим соседом Ливаном, чьи морские гавани унаследованы еще от финикийцев, одного из самых одаренных и предприимчивых народов древности, свидетельствуют о возврате классических времен, когда свободные народы созидали разнообразнейшую культуру Ближнего Востока.
С того момента как народ, называвшийся арабами, обозначил себя в истории, он был так или иначе связан с Израилем. Первый араб, имя и время жизни которого нам известны, Гиндибу (что означает "саранча"), упоминается как член некоего военного союза против ассирийских захватчиков. В качестве главы союза фигурирует израильский царь Ахав, под началом которого было десять тысяч пеших воинов и две тысячи боевых колесниц, тогда как арабский шейх возглавлял тысячу всадников на верблюдах.
Сражение - битва при Каркаре в Сирии, - которое произошло в 853 г. до н.э., в Библии не упоминается, не упомянуто оно и в арабских источниках, потому что арабская история в подлинном смысле слова начинается значительно позднее, с основанием ислама, арабской религии, - как и еврейская история, в действительности начинающаяся лишь с Моисея (Моше), основоположника еврейского вероисповедания.
У арабов были кое-какие сведения о своих предках за одно-два столетия до начала мусульманского периода - так же, как в Книге Бытия сохранилось некоторое число преобладавших среди древних израильтян преданий о своих предках до формирования их религии и национальности. Во всяком случае, арабы-мусульмане были совершенно уверены, что в далекой древности существовала какая-то группа арабов, о которых им ничего не известно. Они справедливо говорили об аль-араб аль-ба'ида - "исчезнувших арабах", красноречивое указание на всех тех древних арабов, которые появлялись на рубежах стран древних цивилизаций - Сирии, Ирака и Йемена - и были поглощены более цивилизованным окружением.
Ярким примером такого древнего арабского народа могут служить набатейцы, которые были ближайшими соседями евреев в судьбоносные времена Макавеев, правления Ирода и римлян и состояли с ними в самых тесных отношениях, столь же дружественных, сколь и враждебных. Эти набатейцы по происхождению были арабами, но восприняли арамейский язык, на котором к тому времени говорили во всех странах Плодородного Полумесяца, включая Палестину (и по сей день в синагоге читают по-арамейски молитву "Кадиш", одну из самых святых и известных молитв). В добавление к языковой ассимиляции набатейцы перешли к оседлости, причем их погружение в господствующую цивилизацию было столь полным, что даже несколько столетий спустя слово набати - "набатеец" на языке арабов-мусульман обозначало крестьянина, говорящего по-арамейски.
Так или иначе, хотя арабские мусульманские источники и молчат об этом (по причинам, которые уже были изложены), с IX в. до н.э. существовали близкие отношения между евреями и арабами: многочисленные упоминания арабов встречаются в поздних книгах Библии, у Иосифа Флавия и в особенности в обширной еврейской литературе, которая развилась в первые века христианской эры, в Талмуде и мидрашах.
Кроме того, если мы не станем ограничивать этот обзор народами, которых называют арабами в настоящее время, а включим в данную группу также тех, что выказывают отличительные черты подлинных арабов, то есть скотоводов, разводящих верблюдов, а также живших набегами, и купцов, занимавшихся внешней торговлей, то сможем проследить отношения между Израилем и народами такого типа и на более раннем этапе, на примере племен Измаила и Мидиана, которые были истинными арабами по характеру. Они появляются в рассказах об Иосифе, Моисее и Гидеоне и считаются в Библии прямыми потомками Авраама, что делает их ближайшими родственниками библейского Израиля
(Здесь и далее написание библейских имен следует европейской (и русскоязычной) традиции, которой придерживался в своей книге Ш.Д. Гойтейн. В необходимых случаях в скобках указывается еврейская традиция произношения. Транскрипция арабских имен выдержана в традициях русской науки. - Примеч. переводчика.).
Некоторые известные американские ориенталисты даже описывают самих израильтян как арабское племя, а один английский арабист предполагает, что предки израильтян происходят из древней страны Шеба (Саба, Сабея) в Южной Аравии.
(Это означало бы, что нынешний исход из Йемена является лишь повторением событий, которые происходили около четырех тысяч лет назад.)
В следующей главе у нас будет возможность обсудить эту и другие теории об общем происхождении израильтян и арабов. Во всяком случае, очевидно, что отношения между этими двумя народами уходят в самые давние времена. Однако они вышли на первый план и приобрели высокую историческую значимость только в век пророка Мухаммада, примерно 1400 лет назад, когда иудаизм и та часть евреев, которые жили в Аравии, оказались у колыбели мусульманской религии и арабской государственности.
Что касается важнейших событий, которые развернулись тогда, и их развития в течение трех решающих десятилетий восточной истории (ок. 615-645 гг.), то в еврейских источниках, которыми мы располагаем для того времени, о них нет ни единого упоминания. Если о еврейско-арабских отношениях в древности мы узнаем исключительно из еврейских и прочих неарабских источников, то все наши знания, касающиеся времени Мухаммада и последующего раннего периода ислама, исходят из прямых заявлений или косвенных свидетельств, содержащихся в арабо-мусульманских трудах. Но даже этот односторонний источник информации ясно показывает огромную важность иудаизма как для развития в раннем исламе религиозной, этической и правовой концепции Корана, священного писания мусульман, так и для формирования молодой мусульманской общины и государства.
Видные ученые (например, великий немецкий востоковед Теодор Нёльдеке) неоднократно подчеркивали, что ислам по своим основополагающим идеям, равно как и по детальной регулировке жизни верующих, стоит гораздо ближе к иудаизму, чем христианство, - несмотря на более тесное "семейное" родство между христианством и его "материнской" религией. Хотя такая точка зрения и требует оговорок, в целом она верна; особенно мусульманский религиозный закон, который представляет собой самую суть ислама (как галаха в иудаизме), являет удивительное сходство с еврейским религиозным законом, своим старшим братом. В какой мере эти феномены свидетельствуют о параллельном развитии или о возможном заимствовании, будет обсуждаться в главе 5. В любом случае они, безусловно, оказали глубокое влияние на еврейско-арабские отношения в мусульманскую эпоху.
Великие арабские завоевания, последовавшие за возникновением ислама, превратили все страны между Испанией и Персией в единую территорию, где возобладала новая религия, а вскоре за тем и арабский язык, и большинство еврейского народа того времени оказались под властью арабов. Так начался долгий и великий период еврейско-арабского симбиоза. Еврейские историки XIX в., такие, как Грец (автор классической многотомной истории евреев), которых глубоко уязвлял контраст между просвещенными идеями этого столетия и отрицанием во многих европейских странах гражданских прав евреев, весьма настойчиво подчеркивали, что юридическое и фактическое положение евреев в средние века было много лучше в арабо-мусульманских странах, чем в христианской Европе; а выражение "Золотой век" применительно к иудаизму в мусульманской Испании проложило себе дорогу даже в самые популярные обзоры еврейской истории.
Как мы увидим, это утверждение несколько преувеличено. Однако нет сомнений, что юридический статус еврейской религии при исламе, особенно на раннем этапе, когда арабы еще господствовали, был намного лучше, чем их положение в Византийской империи, которая властвовала во многих странах, захваченных позднее арабами. Вдобавок к более благоприятному правовому статусу, во времена раннего ислама еврейский народ вступил в стадию экономического и социального возрождения - хотя арабы лишь косвенно способствовали этому процессу.
Во время арабо-мусульманского завоевания большинство евреев все еще занималось сельским хозяйством и физическим трудом. Для крестьян, однако, под властью арабов наступили тяжелые времена, и остатки древнего земледельческого населения на Ближнем Востоке в исламские времена вымерли, точнее, утратили свою идентичность. Евреи в течение VII-VIII вв. тоже, если можно так выразиться, прекратили свое существование в качестве народа земледельцев, но, в отличие от других древних народностей, вернулись к жизни как нация купцов и ремесленников.
Эта трансформация произошла благодаря великой "буржуазной революции" IX в. (которая до сих пор еще недостаточно изучена). Благодаря этой революции цивилизацию на Ближнем Востоке в период раннего средневековья характеризовали развитая торговля, промышленность и бюрократический аппарат, тогда как Западная Европа под властью рыцарей и феодальных владетелей оставалась сельскохозяйственной. Евреи широко участвовали в этой великой ближневосточной торговой цивилизации, особенно в X-XIII вв., и именно в это время и в этой части света сам иудаизм обрел свою завершенную форму.
Именно там под арабо-мусульманским влиянием еврейская мысль и философия, даже еврейский религиозный закон и практика были систематизированы и окончательно сформулированы. Даже еврейский язык развивал свою грамматику и лексику по модели арабского языка. Возрождение иврита в наше время было бы совершенно немыслимо, если бы арабский язык не сослужил ему такую службу тысячу лет назад - самыми разными способами. Арабский стал языком евреев и в отличие от латыни в Европе использовался ими и в светских и в религиозных целях, за исключением лишь синагогальной службы.
Переплетение жизни евреев и арабов хорошо показывает тот факт, что евреи в арабских странах в полной мере изведали ужасающий упадок, который постиг эти страны в позднем средневековье и в последующих столетиях. Уже в 1377 г. Ибн Халдун, выдающийся тунисский социолог и философ истории, писал:
"Государство арабов полностью уничтожено; власть ныне держат в своих руках неарабы, такие, как тюрки на востоке, франки (европейцы) на севере".
Такое положение дел оставалось неизменным вплоть до нашего времени. К началу Первой мировой войны не существовало ни одного независимого арабского государства, и мир в целом - не исключая большинства государственных деятелей - оставался в неведении относительно существования самой арабской нации. Наряду с этим евреи в арабо-язычных странах, которые когда-то составляли как большинство еврейского народа, так и его социальный и духовный стержень, просто исчезли из еврейской истории. Они были почти забыты основной частью народа, который теперь сконцентрировался в христианских странах, принимая живейшее участие в их изумительном росте и развитии в новое время. Евреи по-прежнему обитали на всех арабо-язычных территориях (единственным исключением была Северная Аравия), но число их было сравнительно невелико - менее десяти процентов от общей численности еврейского населения в мире. Еврейско-арабский симбиоз утратил свое историческое значение.
Все это полностью изменилось с созданием для еврейского народа национального дома, задуманного и выстроенного в течение жизни последних трех поколений в Палестине, стране, которая изначально рассматривалась как часть турецкой Османской империи и которую, следовательно, можно было заполучить просто при помощи грамоты от турецкого султана. Попытки Теодора Герцля, основоположника сионизма, добыть такую грамоту характеризуют положение около 1900 г., когда арабский национализм еще не родился. Как бы то ни было, в конце Первой мировой войны Палестина все же обрела свое право на жизнь - в самом сердце нового арабского мира, возникшего из пепла Османской империи.
Таким образом, после длительной связи девяноста процентов еврейского народа с Европой и западной цивилизацией возрождение еврейской государственности, хотя оно и было следствием этой связи с Европой, произошло в центре пробуждающегося Востока. Правда, этот Восток, хотя он и в долгу у Запада за свое возрождение, все еще видит в антагонизме к Европе существенное слагаемое своей вновь созданной национальной жизни. Сирр мин асрар Аллах - "тайна тайн Господа", как описал бы Ибн Халдун эту уникальную ситуацию.
Государство Израиль, которое является прямым результатом великой романтической мечты о возвращении на Восток, мечты, нашедшей выражение в знаменитом произведении еврейской литературы XIX в. романе Фейерберга "Леан" ("Куда?"), теперь утверждает себя или, по крайней мере, себя рассматривает как форпост Запада посреди все еще враждебного восточного мира.
Да и не только это: снова выдвигаются на первый план восточные евреи, жившие в арабо-язычных странах, которые полностью выпали из поля зрения большинства еврейского народа. Кто о них знал, кому было дело до евреев Йемена, Ирака или Ливии? Однако в настоящий момент, после их массовой иммиграции в Израиль, они превратились в одну из самых больших ценностей - и проблем - нового государства.
В Израиль, который представляет собой общество вполне западного типа, вторгся Восток в виде огромного наплыва единоверцев из арабских и других восточных стран. Вдобавок в Израиле существует весьма значительное арабское меньшинство, так что мы имеем дело с интересным феноменом - арабами, живущими в еврейском окружении.
В совокупности эти два обстоятельства вынуждают Израиль к четкому и энергичному разрешению вопроса, который сегодня встает перед миром в целом: достаточно ли сильна западная культура, чтобы объединить гигантские массы восточных народов - от Марокко до Индонезии и Филиппин, - народов, воспринявших не только западные технические достижения, но и многие модели западного мышления, в одну всеобъемлющую мировую цивилизацию?
Именно эту задачу решает сегодня Израиль - конечно, в сравнительно малом масштабе, но зато с большой интенсивностью. Таким образом, Израиль стал мировой лабораторией. Он должен выполнить эту работу, независимо от того, нравится ему это или нет. Перед Израилем, одновременно представляющим западное общество, высаженное в восточное окружение, и восточное вмешательство в западную структуру, возникает такая проблема: Восток, на который он уже пришел и который вместе с тем предстоит завоевать, состоит, главным образом, из арабов, а с ними он связан долгой общей историей.
Два народа, которые в течение тысячелетий находились в тесном контакте - иногда как разные нации, иногда как разные религии, а иногда даже как различные цивилизации, - теперь противостоят друг другу в новой и очень сложной ситуации.
Подведем итоги. Долгая история еврейско-арабских отношений состоит из четырех основных периодов разной протяженности.
Первый, который можно обозначить как "предыстория", растягивается более чем на два тысячелетия и в свою очередь делится на две части: туманная, но важная эпоха общего происхождения двух народов и 1400 лет зафиксированных контактов - от царя Ахава до многочисленных ссылок на арабов в талмудической литературе, контактов, которые были весьма интересны, но не привели к особо значимым историческим последствиям.
Затем наступил второй период, самый важный в прошлом, период творческого еврейско-арабского содружества, который длился около 800 лет; в первой половине этого отрезка времени под еврейским влиянием сформировались арабская религия и нация, а во второй половине под арабо-мусульманским влиянием получил окончательное завершение традиционный иудаизм.
В течение третьего периода, продолжавшегося более 600 лет, примерно 1300-1900гг., арабы исчезли из мировой истории, а восточные евреи - из еврейской истории.
Последний этап еврейско-арабских отношений, двадцатый век, представляет новую конфронтацию. Европеизированный еврейский народ вновь связал себя с изначальной ареной, на которой развертывалась его история, с Востоком, тогда как арабы, хотя и возродившиеся под воздействием Запада и с его помощью, все еще были склонны противостоять Западу и Израилю в качестве ближайшего его представителя. Однако и само государство Израиль под натиском масс иммигрантов из мусульманских стран становилось более "восточным" по характеру, чем современный еврейский народ в целом.