Амброджо ДониниУ ИСТОКОВ ХРИСТИАНСТВА |
ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ И ОБРЯДНОСТИ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАПСТВА
Дискуссии, развернувшиеся в IV в. в христианской церкви, способствовали выдвижению нескольких епископов и толкователей текстов, которые вошли в категорию "отцы церкви".
На Востоке кроме Афанасия и трех каппадокийцев - Григория Нисского, Григория Назианского и Василия Кесарийского - выделяется фигура Иоанна, прозванного Хризостомом или Златоустом. Личность сложная и противоречивая, Иоанн несомненно был выдающимся проповедником. Он одним из первых начал употреблять по-гречески термин "христианство". Призванный в 397 г. занять епископскую кафедру в Константинополе, он вскоре стал жертвой ревности и соперничества александрийских епископов, не желавших примириться с упадком своей епархии и александрийской школы, которую затмила новая столица империи. В 404 г. жена императора Аркадия Евдоксия заставила изгнать его с епископской кафедры. Иоанн не скрывал своей консервативной ориентации в социальной сфере. "Недостаточно рабу стать христианином,- утверждал он с безжалостной прямотой,- чтобы его можно было считать свободным человеком".
На Западе в числе целой когорты менее значительных лиц мы встречаем миланского
епископа Амвросия и Иеронима, умершего в Вифлееме в 420 г., приверженца аристократического
аскетизма индивидуалистского толка, неутомимого редактора древних латинских
переводов Ветхого и Нового заветов, которые он систематизировал в "Вульгате",
или "народном" переводе, использовав свое знание еврейского и греческого
языков. Особенно выделился живший в Северной Африке Гиппонский епископ Августин,
ревностный и пристрастный теоретик божественного выбора "избранных",
идеи двух противостоящих друг другу "градов" - божьего и человеческого.
{269}