Амброджо ДониниУ ИСТОКОВ ХРИСТИАНСТВА |
НАЧАЛО КОНСТАНТИНИАНСКОЙ ЭРЫ:
ПОЛИТИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ КРИЗИС IV ВЕКА
Превращение христианства из религии меньшинства, выражающей глубокое народное недовольство правящими слоями, на которую имперские власти смотрели с недоверием, в религию терпимую, затем избранную и, наконец, признанную единственным законным культом потребовало почти столетнего периода, начиная со времен Константина, в начале IV в., до смерти Феодосия в 395 г.
Это превращение не было ни прямолинейным, непрерывным процессом, ни какой-либо односторонней мерой государственных органов, преследовавших идеологические цели. Сама христианская церковь с первых своих шагов и до Константина перешла от стихийных форм самоуправления до иерархического правления, от ожидания радикального изменения общества к принятию существующего порядка вещей, от отказа от "этого мира" к попытке контролировать изнутри традиционные инструменты власти "над миром".
На первом плане мы видим в этот период серию существенных изменений в экономической, политической и военной структуре империи.
Рабовладельческая система как основная форма общественных отношений вступает в кризис и становится менее эффективной не только в деревне, но также и в городе. Земельная собственность в эту эпоху ограниченной торговли и слаборазвитой мануфактурной и ремесленной деятельности остается господствующей формой собственности в экономике. Но сокращение рабочей силы, поглощенной военными операциями, и вторжения извне делают латифундии малодоходными, особенно в провинциях. Труд рабов в сельском хозяйстве заменяется другими типами подневольного труда: трудом колонов и мелких арендаторов. Нищета крестьянина сохраняется и усугубляется. На этой основе возникает тип крупного земельного собст-{204}венника-абсентеиста, который сам не ведет своего хозяйства и не живет в поместье, а стремится привязать к земле, огражденной от налогов, целые семьи землевладельцев. Крепостное право уже не за горами.
В городах рабы еще применялись на возведении домов и общественных сооружений,
в домашней работе, на строительстве дорог и при перевозке грузов. Они теперь
преимущественно не италийского происхождения - это люди из провинций, с Востока,
"варвары": галлы, мавританцы, сирийцы, сарматы, а вскоре и готы и
алеманны. И это тоже способствует их разладу с культом своих господ и принятию
ими христианских религиозных верований. Дарованные грамоты, которыми господа
объявляли свободными своих рабов, становятся все более частым явлением. Набирает
силу слой привилегированных "отпущенников", мелких и средних предпринимателей,
которые все более жадно и жестоко эксплуатируют чернорабочих, каменщиков, ремесленников.